Банки фотографируют людей, выдавая карту: когда это незаконно и с банка можно взыскать деньги

12 May

Сейчас много вопросов поступает на тему т. н. «банковского фотографирования». Эта ситуация знакома многим: человек приходит в офис банка получить карту или оформить кредит, к примеру, а его просят посмотреть в камеру и назвать несколько цифр.

Нет, сотрудник банка вовсе не решил пошутить — он проводит серьезную процедуру сбора биометрических данных клиента: фотографирует его лицо и записывает голос.

Полученные файлы банк передает в Единую систему идентификации и Единую биометрическую систему сведений о клиенте.

В дальнейшем это позволит гражданину получать все возможные банковские услуги дистанционно — причем, даже в том банке, куда он лично никогда не обращался и, соответственно, не проходил там идентификацию.

В перспективе рамки применения биометрических данных планируется расширить — на сферу здравоохранения, образования, госуслуг и т. д.

Вот только один вопрос: а что если человек вовсе не желает, чтобы его изображение и голос записывали и размещали в некой информационной базе?

Не раз приходилось слышать, что в банке никто не спрашивал, а согласен ли гражданин пройти процедуру сдачи биометрии или нет.

Между тем, Закон №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем...» позволяет банкам размещать и обновлять биометрические персональные данные гражданина в электронной базе — но только при его добровольном на то согласии (п. 5.6 ст. 7).

Более того, если клиент подписал договор, где есть пункт о его согласии на передачу и обработку персональных данных, юридически это все равно не дает банку право записывать биометрические сведения.

Роспотребнадзор уже не раз выносил предписания в отношении банков, чтобы те оформляли согласие своих клиентов на передачу биометрических данных отдельным заявлением или другим способом, который бы позволял человеку сделать выбор (например, поставить галочку или собственноручно написать, что согласен).

Устное согласие на фотографирование также не признается законным — у банка обязательно должен быть письменный документ. Такое требование содержится в статье 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных».

Если в банке вас все же сфотографировали, не спрашивая согласия, вы можете направить жалобу в Роспотребнадзор. А также это повод обратиться в суд и потребовать от банка компенсацию морального вреда — на основании ст. 24 Закона № 152-ФЗ.

Если же вы подписали в банке отдельное заявление о согласии на передачу биометрических данных, то признать действия банка незаконными не удастся (Железнодорожный р-й суд, дело № 2-601/2018).

Однако гражданин может в любое время отозвать свое согласие. Для этого достаточно подать в банк письменное заявление:

«Руководствуясь п. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ, отзываю свое согласие на обработку биометрических данных с момента получения настоящего уведомления».

Центробанк официально разъяснил, что банки не имеют права требовать с граждан дополнительную плату за передачу их биометрических данных (Письмо ЦБ РФ от 13 декабря 2019 г. № ИН-06-59/91).

Но вот один вопрос пока остается нерешенным: могут ли банки обусловливать предоставление своих услуг (например, выдачу кредита или оформление карты) тем, что гражданин подпишет согласие на передачу и обработку своих биометрических данных.

Центробанк пока не дал комментариев по этому поводу. Однако, если буквально толковать закон, то банк обязан заключить договор на оказание финансовых услуг на заявленных им условиях с каждым, кто к нему обратится (это правило публичного договора).

Закон № 115-ФЗ обязывает граждан пройти идентификацию для получения банковских услуг (т. е. подтвердить свою личность паспортом или иным удостоверяющим документом).

Поэтому вряд ли будет признан законным отказ банка выдать карту, если человек предоставит паспорт, но не даст согласие записывать свои биометрические данные. Жаловаться можно в Центробанк, Роспотребнадзор или в суд.

© Сивакова И. В., 2020 г.