Банкомат не выдал деньги: что делать?

02.07.2018

Банкомат, как и любое техническое устройство, не застрахован от поломок и сбоев. Страшно то, что произойти это может в самый неподходящий момент – когда человек совершает операцию со своей картой.

После введения пин-кода и выбора нужной операции, на самой финишной стадии, когда остается лишь забрать наличные, банкомат вдруг зависает и не подает признаков жизни.

Это худший сценарий из всех возможных, т.к. выполнение операции уже было запущено – соответственно, деньги списаны со счета, и придется доказать банку, что до клиента они так и не дошли.

Дело еще более осложняется, если банкомат расположен не в офисе банка и в ближайшей доступности нет никого из его сотрудников, которые могли бы засвидетельствовать случившееся «по горячим следам».

Что же предпринять человеку, который не может получить из банкомата свои законные деньги?

В судах достаточно часто встречаются споры по этому поводу. Поэтому, обобщив типичные ошибки тех, кто уже побывал в подобной ситуации, приведем самую эффективную инструкцию по возврату денег, присвоенных банкоматом.

1. Не отходите от банкомата сразу после того, как он сообщил об ошибке.

Подождите подольше: нередко бывает, что банкомат неожиданно «просыпается» и выдает деньги – при этом ему совершенно неважно, кто их получит.

Убедитесь, что купюры не застряли в банкомате на видном месте – иначе другие, более внимательные клиенты, могут их забрать. В таком случае банк не установит никаких нарушений в проведении операции и придется доказывать в суде, что деньги вы не получали.

Единственным доказательством будет видеозапись с банкомата, которая подтверждает, что деньги были выданы на самом деле кому-то другому.

Такая запись неоднократно спасала клиентов, попавших в беду, но главное – чтобы она сохранилась к тому времени, как будет рассматриваться дело. Чтобы это обеспечить, следуйте дальнейшим пунктам.

2. Сфотографируйте банкомат и надпись, которая высветилась на экране.

Затем, не отходя от банкомата, позвоните в службу поддержки банка, который выдал вам карту (независимо от того, чьим банкоматов вы воспользовались).

Сообщите о произошедшем и зафиксируйте точное время обращения, а также Ф.И.О. сотрудника, который принял заявку. Если в телефоне есть возможность записи разговора, идеально было бы этим воспользоваться.

Если в банкомате застряла карта, заблокируйте ее, пока не отошли от банкомата (подробнее об этом говорилось здесь).

3. Заручитесь поддержкой свидетелей: если кто-то стоял за вами в очереди к банкомату и стал очевидцем всего произошедшего, попросите у него контактный телефон.

4. Представьте в офис банка письменную претензию о возврате денег, не полученных в связи со сбоем работы банкомата.

Необходимо сделать это в течение суток, т.к. закон возлагает такую обязанность на клиента. Многие крупные банки сейчас предоставляют возможность направить сообщение и по телефону, и через он-лайн сервисы, но все же бумажный документ является самым надежным доказательством, что обращение состоялось в срок.

5. У банков по закону есть 30 дней для рассмотрения претензии: за это время они проводят инкассацию банкомата и сверяют число оставшихся денег с данными о проведенных операциях.

Если действительно будут обнаружены лишние деньги, они возвращаются клиенту. Если же проверка банка не установит ничего подозрительного, придется обращаться в суд и уже там доказывать свою правоту.

Ключевым доказательством здесь, как уже упоминалось, будет видеозапись с банкомата. Сроки хранения записей, к сожалению, единым нормативным актом не регламентированы, поэтому у разных банков они могут отличаться.

Чтобы получить запись своевременно, вместе с иском в суд подавайте отдельное заявление об обеспечении доказательств (с просьбой истребовать запись в срочном порядке, до уничтожения).

Помните, что доказать свою невиновность должен банк, а не клиент. Поэтому если банк не представит убедительных доказательств, что деньги он действительно выдал, суд взыщет их в пользу клиента вместе с компенсацией морального вреда.

© Сивакова И. В., 2018 г.