Изменения в порядке выдачи бесплатных лекарств гражданам

Болезни в наше время обходятся, к сожалению, очень дорого – тем ценнее на этом фоне выглядит возможность получать от государства бесплатные лекарства.

Как известно, такое право предоставляется категориям граждан, которые указаны в законодательных актах в качестве льготников.

Но, как показывает практика, чтобы добиться бесплатного лекарства, нужно обладать не только льготным статусом, но и весомым багажом юридических знаний, дабы доказать системе здравоохранения свое законное право на получение препарата.

Основной препоной на пути к бесплатному лекарству являются многочисленные правительственные акты, которые предусматривают перечни препаратов, выдаваемых за счет государства.

«В списке не значится», – именно так чаще всего звучит отказ в выдаче бесплатного лекарства.

К счастью, суды не всегда соглашаются с таким мнением, и ярким примером тому служит недавнее решение Верховного суда, где признали право получить жизненно важный препарат за счет бюджета, несмотря на то, что в перечни он действительно не входил (Дело № 11-КГ18-8).

Некая гражданка, инвалид 2 группы, прошла обследование в столичном НИИ кардиологии, по итогам которого ей был назначен ряд лекарственных препаратов.

Врачебная комиссия НИИ выдала заключение о том, что терапия должна проводиться только предписанными препаратами, которые ни отмене, ни замене не подлежат.

Но когда женщина вернулась в свой город и обратилась в районную поликлинику за рецептом, врач отказался его выдать, ссылаясь на тот самый перечень бесплатных лекарственных средств, куда не входит рекомендованный препарат.

Согласились с этим и региональный Минздрав, и несколько судебных инстанций, которые пришлось пройти женщине в поисках правды.

И все-таки, Верховный суд признал отказ выдать лекарство не по списку незаконным, опровергнув все доводы министерства. Приведу кратко позицию суда:

Действующее законодательство гарантирует инвалидам бесплатное предоставление необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий. Система льготного обеспечения действует на двух уровнях:

- федеральном, где льготникам предоставляется набор социальных услуг, куда входит в т.ч. и право на получение бесплатных лекарств,
- региональном – в рамках обязательных территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Задача по обеспечению льготников бесплатными лекарствами возложена непосредственно на региональные органы власти (за счет федеральных субсидий и собственного бюджета).

Правительственным постановлением от 30 июля 1994 г. № 890 предусмотрено, что неработающим инвалидам 2 группы должны бесплатно предоставляться все необходимые им лекарственные средства.

Региональный минздрав отказался выдать лекарство, ссылаясь на то, что оно не предусмотрено официальным Стандартом медицинской помощи для больных, страдающих тем видов заболевания, которое было диагностировано у истца.

Иными перечнями лекарственных средств, подлежащих бесплатной выдаче, препарат также не был предусмотрен. Однако суд напомнил, что Закон об основах охраны здоровья граждан допускает назначение жизненно важных препаратов решением врачебной комиссии, если Стандартом они не поименованы.

Заключение НИИ кардиологии относится именно к такому случаю: комиссия рекомендовала истцу лечение конкретными препаратами, которые были признаны для нее жизненно важными.

Кроме того, суд указал, что Стандарты медицинской помощи, которые разрабатываются и утверждаются Минздравом РФ, следует применять с учетом медицинских показаний конкретного пациента (индивидуальная непереносимость и т.п.).

Таким образом, Верховный суд внес принципиально новую позицию в правила льготного обеспечения лекарствами: региональные власти обязаны выдавать препараты, признанные для человека жизненно важными, несмотря на их отсутствие в нормативных перечнях и стандартах.

© Сивакова И. В., 2018 г.