Как вернуть деньги за купленную бытовую технику?

10.02.2018

Мобильный телефон, телевизор, стиральная машина, холодильник… – различные технические устройства окружают современного человека, и если что-то выходит из строя, он становится абсолютно беспомощным.

Получая претензии от покупателей на сломанную технику, продавцы магазинов всегда выдают в ответ одну и ту же фразу: «технически сложные товары возврату не подлежат, возможен только гарантийный ремонт».

Разумеется, нас, потребителей, не особо радует перспектива, купив дорогостоящую технику, сразу же отдавать ее в ремонт – это будет уже не новая вещь, хотя деньги были уплачены за качественный, собранный заводом-изготовителем товар известной фирмы.

Поэтому для потребителя самым лучшим вариантом является возврат сломанной вещи и получение уплаченных за нее денег либо обмен на новый товар.

Как это можно сделать, если вы приобрели тот самый «технически сложный товар»?

Техника (бытовая, цифровая, электронная и т.п.) действительно по закону возврату не подлежит, т.е. на нее не распространяется 14-дневный срок, когда потребитель имеет право отказаться от качественного товара, если он ему не подошел.

Однако он может ее вернуть по другому основанию:

- Если при продаже товара не была предоставлена надлежащая информация о нем.

Это универсальный способ вернуть деньги даже за качественную технику, если, к примеру, она вас не устраивает.

Суть в том, что продавец обязан при покупке довести до потребителя своевременную, необходимую и достоверную информацию о товаре, в т.ч.: о его свойствах, правилах эффективного и безопасного использования, энергетическом потреблении и т.п.

Информация считается, к примеру, недостоверной, если официальный представитель фирмы-изготовителя дал ответ, что данную модель он не производил (к вопросу о «серых» телефонах).

Неполной информацией считается, в частности, отсутствие предупреждения о запрете оставлять смартфон на солнце и т.п. Если нужной информации нет в документации к вашей технике, можно смело требовать возврата товара в разумный срок.

На практике обычно применяется тот самый 14-дневный срок. Кстати, не спешите расписываться при покупке товара в том, что вся информация вам полностью предоставлена – тем самым вы лишаете себя сильного козыря.

А вот если техника сломалась, то вернуть ее можно только в следующем случае:

- Если выявленный недостаток носит существенный характер.

Признаками такого недостатка являются: необходимость дорогостоящего или длительного ремонта, который несопоставим с ценой самого товара; дефект неустраним или после ремонта начинает проявляться вновь.

Существенный недостаток отражается на работе технического прибора, не давая возможность использовать его по назначению. Если в вашем техническом устройстве появился такой недостаток, вы имеете полное право оказаться от товара и потребовать от продавца вернуть деньги или обменять его на новый товар.

Когда техника дорогостоящая, есть смысл перед тем, как обращаться к продавцу, провести независимую экспертизу, которая установит причину поломки и даст заключение о существенном характере недостатка.

Если после этого официальный сервисный центр вынесет вердикт о том, что поломку можно устранить и она не является существенной (часто так и происходит, т.к. центр – сторона заинтересованная), у вас будет на руках весомый аргумент, с которым можно обращаться в суд и требовать принудительного возврата денег.

При положительном решении суда расходы на экспертизу вам должен возместить продавец.

Даже когда гарантийный срок на технику истек, и после этого она сломалась, продавец все равно обязан вернуть деньги за нее, если поломка произошла в пределах 2-летнего срока с момента передачи вам товара.

Но для этого опять-таки нужно предъявить экспертное заключение о том, что недостаток возник не по вине потребителя (из-за заводского брака и т.п.).

Более того, истечение 2-летнего срока с момента передачи товара еще не означает, что вы не можете вернуть некачественную технику.

При наличии документального подтверждения о дефекте при изготовлении товара, его можно вернуть самому изготовителю в течение всего срока службы товара. Как правило, на технические устройства устанавливается достаточно длительный срок службы.

Знайте свои права и не позволяйте их нарушать!

© Сивакова И. В., 2018 г.