372 882 subscribers

Несколько пропущенных вызовов подряд: что теперь может стоять за такими телефонными звонками

203k full reads

Несколько пропущенных вызовов подряд: что теперь может стоять за такими телефонными звонками
Несколько пропущенных вызовов подряд: что теперь может стоять за такими телефонными звонками

Пропущенными вызовами с незнакомых номеров сейчас уже никого не удивишь. Чаще всего короткий звонок и сброс вызова, который сразу за ним следует, это верный признак рекламного спама.

Перезвонив по этому номеру, человек, скорее всего, выслушает записанное сообщение с «уникальным» предложением — к примеру, посетить недавно открывшийся медицинский центр с большой скидкой или получить кредит на льготных условиях.

Поэтому у многих людей уже давно выработалась привычка — никогда не перезванивать в ответ на такие пропущенные вызовы.

Однако, как показывает практика, старая схема со сбросом вызова теперь заработала на новый лад. И, судя по всему, имеет гораздо больший потенциал.

Так, появилась информация о случаях, когда неизвестные несколько раз подряд совершали короткие звонки пожилым людям и сразу отключались.

Увидев сразу три, четыре, а иногда и пять пропущенных вызовов на своем телефоне, люди тут же перезванивали — полагая (как и многие другие, будь они на их месте), что звонят наверняка по какому-то очень важному и срочному делу (иначе не было бы смысла набирать номер несколько раз, можно было просто дождаться, когда человек сам перезвонит).

Сразу стоит отметить, что обзвон происходит не случайным образом: скорее всего злоумышленникам удалось получить доступ к информации, содержащей персональные данные определенной категории граждан, в частности, пенсионеров.

Если попытаться объединить все такие случаи в один, то можно говорить о примерно следующей картине.

Обычно на звонок отвечает вежливый женский голос, представляется сотрудником социальной службы или пенсионного фонда.

На вопрос пенсионера, зачем ему сейчас звонили, просит назвать номер телефона того, с кем разговаривают.

После некоторой паузы на том конце провода сообщают, что да, на такой-то номер действительно звонили, пытались связаться с таким-то (называют имя-отчество абонента), но трубку никто не брал.

А вопрос действительно срочный — например, касается оформления новой социальной выплаты по некоему Указу Президента РФ.

Далее рассказываются условия этой мифической выплаты и просят уточнить, на какой счет перевести деньги (т. к., по их словам, попытка перевести деньги на тот же счет, куда человек получает пенсию, не удалась).

Разговор с такой лже-сотрудницей более чем убедителен для человека, который действительно получает пенсию или какое-то пособие.

В трубке на дальнем плане слышен типичный «офисный» шум, специалист уверенно оперирует нормативными актами.

А, самое главное, высказывает озабоченность тем, что выплата, которая положена от государства, никак не может зачислиться на карту из-за каких-то проблем со счетом, а сроки уже поджимают — поэтому пришлось дозваниваться лично.

Конечно, если в итоге дело дойдет до «уточнения реквизитов банковского счета», о котором упомянул т. н. «сотрудник социальной службы», цель мошенников будет достигнута — они получат доступ к банковской карте своего собеседника и моментально обнулят ему счет.

Метод т. н. «социальной инженерии» (когда у человека обманом выведывают конфиденциальную информацию - в данном случае реквизиты его банковской карты или пароли для доступа к ней) по-прежнему остается главным в арсенале мошенников.

И несколько пропущенных вызовов облегчают им задачу: вероятность того, что человек перезвонит, очень высока.

Более того, он позвонит обеспокоенный, предполагая какую-то проблему, возникшую в отношении него — поэтому убедить его в том, что эта проблема действительно есть, будет гораздо легче.

Мошенники могут использовать очень правдоподобные поводы для выяснения реквизитов банковской карты своего собеседника. Например:

- перерасчет стажа по новому закону — и пенсии, соответственно,

- единовременная выплата по распоряжению главы государства (особенно это актуально в настоящее время, когда пенсионеры ожидают доплату в качестве компенсации высокой инфляции),

- выигрыш крупного денежного приза и т. д.

Либо, как вариант, пропущенные вызовы могут быть с платной телефонной линии, перезвонив на которую человеку придется потом заплатить немалую сумму денег.

Например, с одной женщины суд взыскал почти 12 тысяч рублей за «услуги связи»: та несколько раз набирала номер платной линии, безуспешно пытаясь дозвониться.

Тем не менее, суд посчитал, что телефонное соединение было установлено (п. 101 ПП РФ от 09.12.2014 № 1342), и счет ей пришлось оплатить (решение с/у №1, Омутинский р-н Тюменской области дело № 2-6-2015/1м).

Чтобы не попасть в такие неприятности, лучше не перезванивать на незнакомые номера. И, разумеется, не сообщать по телефону реквизиты своей банковской карты и присланные коды из смс-сообщений.

© Сивакова И. В., 2022 г.