385,6K subscribers
Судам запретили произвольно снижать неустойку, взысканную в пользу гражданина

Закон предусматривает высокие размеры неустойки, если права гражданина-потребителя нарушаются коммерческой организацией (магазином, банком, страховой компанией, застройщиком и т. д.):

- 0,5% за каждый день просрочки передачи оплаченного товара,

- 1% - за не вовремя исполненную претензию потребителя при продаже некачественного товара,

- 3% за каждый день нарушения срока выполнения работ или оказания услуг потребителю (Закон о защите прав потребителей №2300-1).

Поэтому в таких ситуациях в пользу гражданина «набегают» весьма приличные суммы. Но если он решит взыскать неустойку в суде, то обычно удается получить лишь небольшую часть от заявленной суммы.

Суды снижают неустойку, ссылаясь на ее несоразмерность последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ). Однако Верховный суд РФ начал менять эту практику.

Недавно разбиралась жалоба гражданки, которая требовала взыскать со страховой компании 200 000 рублей неустойки за просрочку выплаты возмещения. Но в итоге ей присудили только 50 000 рублей, сократив в 4 раза сумму изначального требования.

Верховный суд РФ отменил эти решения, указав, что для снижения размера неустойки суд должен привести веские основания. Причем ссылки ответчика на тяжелое финансовое положение, наличие других долгов и т. п. таковыми не являются.

И ответчик должен доказать уважительные причины для снижения неустойки — иначе суд должен взыскать всю сумму полностью (№ 49-КГ22-7-К6)
20K views