Законна ли отмена социальных льгот?

За последние годы объем различных социальных льгот, которые предоставляются государством отдельным категориям населения, серьезно расширился.

Но слушая по телевидению невеселые прогнозы политиков о необходимости повышения пенсионного возраста и сворачивания многих социальных программ, невольно возникает чувство страха и неуверенности в завтрашнем дне.

Может ли так произойти, что в одночасье государство объявит о прекращении каких-то социальных выплат или льгот, которые раньше предоставлялись?

Недавно очень важный ответ на этот вопрос дал Конституционный Суд на примере рассмотрения конкретного дела.

В Ставропольском крае, как и во многих других регионах, долгое время (с 2011 года) действовала дополнительная региональная программа материнского (семейного) капитала.

Как известно, материнский капитал предоставляется всем семьям, родившим или усыновившим второго и последующего ребенка с 2007 года, на федеральном уровне.

Между тем регионам предоставлено право также вводить у себя дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми на своих условиях – региональный материнский капитал.

В Ставрополье материнский капитал в сумме 100 тысяч рублей предоставлялся многодетным семьям, по достижении третьим ребенком возраста 3-х лет.

Однако в декабре 2015 года местный парламент принял закон об отмене программы материнского капитала с 1 января 2016 года.

Как известно, терять гораздо обиднее, нежели не иметь вообще, поэтому в Конституционный Суд поступила жалоба от гражданки, которая родила третьего ребенка в апреле 2013 года (когда действовала программа).

Три года ее ребенку исполнилось соответственно в апреле 2016 года, т.е. уже после отмены материнского капитала, и, разумеется, в выплате средств ей отказали.

Женщина вполне обоснованно посчитала себя незаконно лишенной льготы, которую она ожидала получить на момент рождения ребенка.

Конституционный Суд ее жалобу поддержал, указав, что размер регионального материнского капитала (100 тысяч рублей) является достаточно большой суммой, если сравнивать ее с другими мерами социальной поддержки семей.

Ввиду этого получение материнского капитала вполне могло учитываться многими семьями при планировании их ближайшего будущего, т.е. ожидание получения обещанной государством льготы следует признать существенным.

Суд высказался о необходимости поддержания доверия граждан органами законодательной власти, которые принимают непопулярные решения об отмене социальных льгот.

Если объективно отсутствует финансовая возможность в полной мере обеспечить прежний уровень социальных гарантий, то правительству следует минимизировать все негативные последствия их отмены, в т.ч. путем оправдания ожиданий тех, кто вправе был рассчитывать на получение материальной поддержки.

То, что ставропольский парламент в одночасье прекратил столь социально значимую программу, как материнский капитал, не предусмотрев переходного периода или механизма компенсации семьям их не оправдавшихся ожиданий, было признано не соответствующим Конституции.

Ставропольский парламент обязали в течение полугода принять изменения в закон о региональном материнском капитале о компенсации утраченных льгот многодетным семьям, которые нуждаются в государственной поддержке (прежде всего малоимущим).

Таким образом, Конституционный Суд обратил внимание на то, что просто так важные социальные льготы отменять нельзя – необходимо, как минимум, предусматривать механизм компенсаций и переходный период.

Но и о полном запрете отменять социальные льготы сказано не было – так что, делаем выводы.

© Сивакова И. В., 2018 г.