341 subscriber

Канада подарила России пароход. Всю войну он ходил с именем французского генерала, но в 1947-м ему срочно дали новое название

962 full reads

Если точно следовать исторической канве, то данный ледокольный пароход должен был носить на своём фальшборте довольно длинное наименование – «Луи-Жозеф Де Монкальм-Гозон маркиз де Сен-Веран», то есть, как и звучало полное имя известного военного деятеля времён антиколониальной войны в Северной Америке, француза по национальности, генерала по чину. Но этот пароход, заказавшие его постройку в Шотландии канадцы, поименовали одним словом, по фамилии генерала – Montcalm. По правилам французского правописания четвёртая буква - «t» не произносится, а следующая «с» читается, как русская «к». Поэтому в упрощённой русской транскрипции корабль часто называли, то Монткальм, то Монкальм, что правильнее. Но это уже с 1942 года, когда пароход поднял советский флаг.

Канадский ледокольный пароход Montcalm, фото тридцатых годов прошлого столетия
Канадский ледокольный пароход Montcalm, фото тридцатых годов прошлого столетия

Для своего времени (1904 год) это было вполне приличное судно: 3270 тонн водоизмещения, грузоподъёмность 1432 тонны, корпус 73 метра в длину и порядка 13 метров в ширину, причём корпус был скроен с учётом плаваний во льдах. Отсюда и основная специальность транспорта – «ледокольный пароход». Машина Montcalm, разумеется, была значительно мощнее обычного – две паровых установки общей мощностью 3200-3224 л.с. Два гребных винта обеспечивали пароходу хороший (для своего времени) ход по чистой воде – 14 узлов, тогда как обычные грузовые суда вполне довольствовались 8-10 узлами. В Канаде Montcalm использовался на грузопассажирских перевозках в районе Ньюфаундленда, на Великих озёрах, в Гудзоновом заливе, а также в периоды зверобойного промысла. К моменту передачи парохода Советскому Союзу он считался уже возрастным, но по факту являлся ещё крепким судном.

В тяжелейшем для нашей страны 1942-м году группа архангельских капитанов по весне обратилась к начальнику Гласевморпути Михаилу Прокофьевичу Белоусову с просьбой выделить для нужд Арктического пароходства судно, которое могло бы выполнять функции буксира-спасателя на трассе Северного морского пути. Письмо это сегодня хранится в Архангельском областном архиве. Подписи под ним сделаны от руки, и не очень разборчивы. Как, где и кем обсуждалась эта просьба, до конца неизвестно, но именно в 1942-м впервые в советских документах упоминается канадский ледокольный пароход Montcalm. Переговоры о передаче его Советскому Союзу, как следует из «Истории канадских береговой охраны и морской службы» Томаса Э. Эпплтона завершились в январе 1942-го.

Ледокольный пароход бы назван в честь французского генерала, одного из верховных военачальников Канады в годы её антиколониальной войны
Ледокольный пароход бы назван в честь французского генерала, одного из верховных военачальников Канады в годы её антиколониальной войны

Впрочем, поначалу представители «страны кленового листа» вознамерились продать пароход. Однако нашлись в парламенте Канады и те, кто пристыдил авторов такой идеи, напомнив и о приличном возрасте Montcalm, и о союзническом долге. В результате канадцы пароход России всё же подарили. Тогда стал вопрос, как перегнать судно через Атлантику в Россию? Первая проблема – как набрать команду, ведь лучшие кадры канадцев, как свидетельствует тот же Томас Э. Эпплтон, были призваны в действующий военный флот (автор даже уточняет – в экипажи корветов). Команду канадцы всё же собрали, с миру по нитке. А с капитаном отдельная история. Предложили, было, одну кандидатуру, но тот человек вскоре сказался, мол, заболел. Тогда предложили должность Фреду Слокомбу (Fred S. Slocomb) – сотруднику квалификационной комиссии капитанов в Торонто. Он сразу же согласился, больше того – в тот же день выехал к месту стоянки парохода.

До ледокольного парохода имя Montcalm носил крупный пассажирский трансатлантический лайнер Канады
До ледокольного парохода имя Montcalm носил крупный пассажирский трансатлантический лайнер Канады

Особенность - старый Montcalm решили отправить в плавание через Атлантический океан даже без профилактического ремонта, и потому дальше у судна начались сложности технического порядка. Первые два раза попытка «пристроить» пароход в союзный конвой не удалась – уже недалеко от берега на пароходе вдруг отказали насосы. Montcalm пришлось прибуксировать обратно в порт и ремонтировать. Во второй раз, когда выяснилось, что пароход ужасно чадит, его не включили в состав конвоя из опасений, что он «выдаст» неприятелю местоположение всего каравана. Пришлось срочно монтировать фильтрующее устройство на дымовой трубе Montcalm, а ещё и заправить бункеры парохода самым качественным углем.

И вот в составе союзного конвоя PQ-15 Montcalm под постоянные окрики коммодора «убавить дым» наконец двинулся на восток. По требованию военного времени пароход вооружили двумя двухфунтовыми и четырьмя 20 мм орудиями, а также восьмью пулемётами. Правда, полагали, что при активной атаке с воздуха перечисленной зенитной артиллерии всё же было маловато. Тогда англичане ещё и снабдили Montcalm необычным средством ПВО – воздушным змеем. На тонком стальном тросе, пропущенном через блок, на клотике грот-мачты парохода его по команде «воздушная тревога» поднимали в небо. Конечно змей не дирижабль, какие порой «несли» над собой иные транспорты для защиты от пикирующих бомбардировщиков неприятеля, но хоть какая-никакая оборона – сбрасывать прицельно бомбы с самолёта змей мешал. К слову, в том же конвое PQ-15 в Советский Союз вернулся линейный ледокол «Красин», совершавший свое знаменитое кругосветное плавание в условиях войны.

Одна из первых фотографий грузового парохода Montcalm
Одна из первых фотографий грузового парохода Montcalm

В советский Мурманск Montcalm прибыл 6 мая 1942 года. Отсюда канадских моряков вскоре отправили домой через Англию, а отважного капитана судна Фреда Слокомба за тот необычный и отчаянный переход через Атлантику вскоре наградили орденом британской империи.

Подаренному Канадой ледокольному пароходу иные наши специалисты не очень обрадовались. В своих воспоминания И.Д. Папанин пишет: «Увидев «Монткальм», я испытал чувство горького разочарования. «Монткальм» оказался небольшим пароходом ледокольного типа, значительно уступавшим нашим «Седову» и «Сибирякову». Был пароход крайне запущен, и команда его составляла желать много лучшего. Отправили его канадцы с самыми скудными запасами, на рейс ему не хватило даже продуктов питания». Здесь Иван Дмитриевич не прав. Во-первых, Montcalm не уступал по мощности ледокольным пароходам «Седов» и «Сибиряков» Напомним, что канадский гость имел два гребных винта и две машины суммарной мощностью 3200 л.с., тогда как упомянутые Папаниным наши суда каждый при одном винте располагали мощностью 2360 л.с.

Ледокольный пароход Montcalm
Ледокольный пароход Montcalm

И капитан Константин Сергеевич Бадигин тоже не совсем правильно был осведомлён о Montcalm, когда писал: «Это было странное судно. Недаром про него говорили «Курица не птица, «Монткальм» не ледокол… Надводная часть корпуса проржавела и иной раз при чистке пробивалась насквозь… Водотрубные котлы плохо держали пар. Требовался качественный уголь. Воркутинский не мог обеспечить нужное давление. Вот «Монткальм» и работал вполсилы, едва ворочаясь во льду».

Если и работал Montcalm «вполсилы», так виной здесь очевидно, не слабая машина парохода, а низкокалорийный уголь. Что же касается корпуса, то Бадигин свои впечатления датирует 8 ноября, как раз тем днём, когда на архангельском заводе «Красная кузница» специалисты производили доковый осмотр канадского парохода. Вот документ того дня – Акт № 1486, подписанный представителем инспекции: «Состояние корпуса допускаемое с ограничением (без замечаний в плане аварийного состояния парохода). Всего четыре предписания: 1. Подварить 100 штук заклёпок. 2. Подчеканить шов общей длиной 25 метров. 3. Сменить решётку кингстона по правому борту. 4. Зацементировать гайки винтов и лопастей. И это после перехода из Канады через Атлантику, а затем рейса из Великобритании в Союз, последующего плавания за пролив Вилькицкого и возвращения в Архангельск! Не вяжется это с нелестными словами Константина Сергеевича о техническом состоянии канадского парохода.

История ледокольного парохода Montcalm нашла отображение в книгах. Последнее подобное издание, вышедшее в России в 2017-м, называется «Montcalm – арктический ковчег». Автор – морской историк, член Союза писателей России Олег Химаныч
История ледокольного парохода Montcalm нашла отображение в книгах. Последнее подобное издание, вышедшее в России в 2017-м, называется «Montcalm – арктический ковчег». Автор – морской историк, член Союза писателей России Олег Химаныч

В Союзе Montcalm передали Архангельскому Арктическому пароходству, и всю войну, а затем ещё и два последних года пароход так и шествовал по Советской Арктике с именем французского военачальника. Этот случай видится мне уникальным уже потому, что все суда, а уж что говорить о военных кораблях, с приходом в СССР переименовывались.

Повторюсь - это очень любопытно – носил канадский пароход фамилию французского генерала, проплавал с ним всю войну и даже больше - вплоть до 1947 года, когда ему вдруг решили придумать новое имя. Однако об этом загадочном обстоятельстве подробно расскажем в одной из последующих публикаций.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.

#история флота #флот россии #флот ссср #канада #арктика #исторические факты #советский флот #история советского союза #судостроение #корабли ссср