Если точно следовать исторической канве, то данный ледокольный пароход должен был носить на своём фальшборте довольно длинное наименование – «Луи-Жозеф Де Монкальм-Гозон маркиз де Сен-Веран», то есть, как и звучало полное имя известного военного деятеля времён антиколониальной войны в Северной Америке, француза по национальности, генерала по чину. Но этот пароход, заказавшие его постройку в Шотландии канадцы, поименовали одним словом, по фамилии генерала – Montcalm. По правилам французского правописания четвёртая буква - «t» не произносится, а следующая «с» читается, как русская «к». Поэтому в упрощённой русской транскрипции корабль часто называли, то Монткальм, то Монкальм, что правильнее. Но это уже с 1942 года, когда пароход поднял советский флаг.
Для своего времени (1904 год) это было вполне приличное судно: 3270 тонн водоизмещения, грузоподъёмность 1432 тонны, корпус 73 метра в длину и порядка 13 метров в ширину, причём корпус был скроен с учётом плаваний во льдах. Отсюда и основная специальность транспорта – «ледокольный пароход». Машина Montcalm, разумеется, была значительно мощнее обычного – две паровых установки общей мощностью 3200-3224 л.с. Два гребных винта обеспечивали пароходу хороший (для своего времени) ход по чистой воде – 14 узлов, тогда как обычные грузовые суда вполне довольствовались 8-10 узлами. В Канаде Montcalm использовался на грузопассажирских перевозках в районе Ньюфаундленда, на Великих озёрах, в Гудзоновом заливе, а также в периоды зверобойного промысла. К моменту передачи парохода Советскому Союзу он считался уже возрастным, но по факту являлся ещё крепким судном.
В тяжелейшем для нашей страны 1942-м году группа архангельских капитанов по весне обратилась к начальнику Гласевморпути Михаилу Прокофьевичу Белоусову с просьбой выделить для нужд Арктического пароходства судно, которое могло бы выполнять функции буксира-спасателя на трассе Северного морского пути. Письмо это сегодня хранится в Архангельском областном архиве. Подписи под ним сделаны от руки, и не очень разборчивы. Как, где и кем обсуждалась эта просьба, до конца неизвестно, но именно в 1942-м впервые в советских документах упоминается канадский ледокольный пароход Montcalm. Переговоры о передаче его Советскому Союзу, как следует из «Истории канадских береговой охраны и морской службы» Томаса Э. Эпплтона завершились в январе 1942-го.
Впрочем, поначалу представители «страны кленового листа» вознамерились продать пароход. Однако нашлись в парламенте Канады и те, кто пристыдил авторов такой идеи, напомнив и о приличном возрасте Montcalm, и о союзническом долге. В результате канадцы пароход России всё же подарили. Тогда стал вопрос, как перегнать судно через Атлантику в Россию? Первая проблема – как набрать команду, ведь лучшие кадры канадцев, как свидетельствует тот же Томас Э. Эпплтон, были призваны в действующий военный флот (автор даже уточняет – в экипажи корветов). Команду канадцы всё же собрали, с миру по нитке. А с капитаном отдельная история. Предложили, было, одну кандидатуру, но тот человек вскоре сказался, мол, заболел. Тогда предложили должность Фреду Слокомбу (Fred S. Slocomb) – сотруднику квалификационной комиссии капитанов в Торонто. Он сразу же согласился, больше того – в тот же день выехал к месту стоянки парохода.
Особенность - старый Montcalm решили отправить в плавание через Атлантический океан даже без профилактического ремонта, и потому дальше у судна начались сложности технического порядка. Первые два раза попытка «пристроить» пароход в союзный конвой не удалась – уже недалеко от берега на пароходе вдруг отказали насосы. Montcalm пришлось прибуксировать обратно в порт и ремонтировать. Во второй раз, когда выяснилось, что пароход ужасно чадит, его не включили в состав конвоя из опасений, что он «выдаст» неприятелю местоположение всего каравана. Пришлось срочно монтировать фильтрующее устройство на дымовой трубе Montcalm, а ещё и заправить бункеры парохода самым качественным углем.
И вот в составе союзного конвоя PQ-15 Montcalm под постоянные окрики коммодора «убавить дым» наконец двинулся на восток. По требованию военного времени пароход вооружили двумя двухфунтовыми и четырьмя 20 мм орудиями, а также восьмью пулемётами. Правда, полагали, что при активной атаке с воздуха перечисленной зенитной артиллерии всё же было маловато. Тогда англичане ещё и снабдили Montcalm необычным средством ПВО – воздушным змеем. На тонком стальном тросе, пропущенном через блок, на клотике грот-мачты парохода его по команде «воздушная тревога» поднимали в небо. Конечно змей не дирижабль, какие порой «несли» над собой иные транспорты для защиты от пикирующих бомбардировщиков неприятеля, но хоть какая-никакая оборона – сбрасывать прицельно бомбы с самолёта змей мешал. К слову, в том же конвое PQ-15 в Советский Союз вернулся линейный ледокол «Красин», совершавший свое знаменитое кругосветное плавание в условиях войны.
В советский Мурманск Montcalm прибыл 6 мая 1942 года. Отсюда канадских моряков вскоре отправили домой через Англию, а отважного капитана судна Фреда Слокомба за тот необычный и отчаянный переход через Атлантику вскоре наградили орденом британской империи.
Подаренному Канадой ледокольному пароходу иные наши специалисты не очень обрадовались. В своих воспоминания И.Д. Папанин пишет: «Увидев «Монткальм», я испытал чувство горького разочарования. «Монткальм» оказался небольшим пароходом ледокольного типа, значительно уступавшим нашим «Седову» и «Сибирякову». Был пароход крайне запущен, и команда его составляла желать много лучшего. Отправили его канадцы с самыми скудными запасами, на рейс ему не хватило даже продуктов питания». Здесь Иван Дмитриевич не прав. Во-первых, Montcalm не уступал по мощности ледокольным пароходам «Седов» и «Сибиряков» Напомним, что канадский гость имел два гребных винта и две машины суммарной мощностью 3200 л.с., тогда как упомянутые Папаниным наши суда каждый при одном винте располагали мощностью 2360 л.с.
И капитан Константин Сергеевич Бадигин тоже не совсем правильно был осведомлён о Montcalm, когда писал: «Это было странное судно. Недаром про него говорили «Курица не птица, «Монткальм» не ледокол… Надводная часть корпуса проржавела и иной раз при чистке пробивалась насквозь… Водотрубные котлы плохо держали пар. Требовался качественный уголь. Воркутинский не мог обеспечить нужное давление. Вот «Монткальм» и работал вполсилы, едва ворочаясь во льду».
Если и работал Montcalm «вполсилы», так виной здесь очевидно, не слабая машина парохода, а низкокалорийный уголь. Что же касается корпуса, то Бадигин свои впечатления датирует 8 ноября, как раз тем днём, когда на архангельском заводе «Красная кузница» специалисты производили доковый осмотр канадского парохода. Вот документ того дня – Акт № 1486, подписанный представителем инспекции: «Состояние корпуса допускаемое с ограничением (без замечаний в плане аварийного состояния парохода). Всего четыре предписания: 1. Подварить 100 штук заклёпок. 2. Подчеканить шов общей длиной 25 метров. 3. Сменить решётку кингстона по правому борту. 4. Зацементировать гайки винтов и лопастей. И это после перехода из Канады через Атлантику, а затем рейса из Великобритании в Союз, последующего плавания за пролив Вилькицкого и возвращения в Архангельск! Не вяжется это с нелестными словами Константина Сергеевича о техническом состоянии канадского парохода.
В Союзе Montcalm передали Архангельскому Арктическому пароходству, и всю войну, а затем ещё и два последних года пароход так и шествовал по Советской Арктике с именем французского военачальника. Этот случай видится мне уникальным уже потому, что все суда, а уж что говорить о военных кораблях, с приходом в СССР переименовывались.
Повторюсь - это очень любопытно – носил канадский пароход фамилию французского генерала, проплавал с ним всю войну и даже больше - вплоть до 1947 года, когда ему вдруг решили придумать новое имя. Однако об этом загадочном обстоятельстве подробно расскажем в одной из последующих публикаций.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.
#история флота #флот россии #флот ссср #канада #арктика #исторические факты #советский флот #история советского союза #судостроение #корабли ссср