Дмитрий Садовников и его сказки

28.09.2017

"Из-за острова на стрежень, на простор речной волны

Выплывали расписные Стеньки Разина челны…"

Садовников Д.Н. (из книги)
Садовников Д.Н. (из книги)

Все русские знают эту песню, но мало кто помнит, что ее стихи были написаны в середине девятнадцатого века симбирским поэтом и этнографом Дмитрием Николаевичем Садовниковым (1847-1883). Он прожил всего 37 лет! На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо…

Жизнь Садовникова была коротка, но, кроме нескольких сборников замечательных стихов, он успел собрать и составить, лучший сборник русских загадок – «Загадки русского народа» (1875). И он был первым издателем русских сказок, кто собирал их сам и был знаком со сказителями.

Все русские издания сказок можно разделить на три вида: сборники восемнадцатого века, вроде собраний Левшина, Чулкова, отличались тем, что собиратели пытались воссоздать некую идеальную сказку, как они ее себе представляли. Мифическая старина руссов и славян правила их умами, и они не стеснялись вмешиваться в исходные тексты. Да и тексты эти собирались случайным образом.

С появлением Русского Географического Общества (1845) началось систематического собирание русского фольклора, но собирали одни, а издавали другие. Так появлялись сборники Даля, Киреевского, Снегирева. Так был собран и трехтомник русских сказок Афанасьева.

Собирали эти сказки энтузиасты РГО по всем уголкам России, Афанасьев же собрал их в книги, объединив по темам и предложив свою классификацию. Надо отдать должное Александру Николаевичу – он был честным издателем. И если даже что-то мог убрать из оригинального текста как лишнее, никогда не дописывал народную сказку даже в угоду своим представлениям.

После Афанасьева пришла пора научного собирания и издания сказок в том виде, в каком они жили в народе. И первым открыл этот подход именно Дмитрий Николаевич Садовников. Он был страстным любителем своего края и много сделал для краеведения. Очевидно, именно как краевед он пришел к мысли о том, что живая сказка бытует в Поволжье, и ее надо собирать прямо из уст тех, кто еще рассказывает ее по деревням и селам. И уж если есть желание познакомиться с умом и культурой своего народа, делать это надо вживую.

Как писал о нем А.А. Коринфский:

«С детских дней полюбив родную Волгу, поэт всегда приглядывался зорким взором к жизни и обычаям, одновременно прислушиваясь пытливым слухом к поверьям и преданиям нашего волгаря-крестьянина. В раннюю пору запала в сердце богато одарённому от природы юноше счастливая мысль собрать рассеянные по берегам старой Волги произведения изустного народного творчества. Мысль эта впоследствии, в более зрелые годы и была приведена им в исполнение, – когда он прошёл, что называется, вдоль и поперёк всё жигулёвское побережье, занося в свою походную книжку «сказания местного слова».

Плодом этих усилий стало несколько книг. Самые значимые из них - в 1874-м - «Наши землепроходцы», в 1875-м уже упоминавшиеся мною «Загадки русского народа», и в 1882-м «Языческие сны русского народа».

Все последние годы своей жизни Садовников готовил к изданию сборник сказок. Среди прочего он собирался написать большую статью о сказочниках, у которых записывал сказки. Известно, что Садовников записал наибольшее количество – 72 сказки - от крестьянина с. Помряскино Ставропольского уезда Симбирской губернии Абрама Новопольцева.

Одиннадцать сказок записано было Садовниковым от симбирского мещанина Петра Степановича Полуэхтова, шесть от А.В. Чагодаева в Симбирске, в селе Новиковка он записал пять сказок от Василия Авдеева и две от Исая Дементьевича Иванова, четыре от мещанки Елены Степановны Смирновой, три от Г.Н. Потанина и три от дворника Алексея в Симбирске, две от воротника Алексея и одну от Максима Кузьмина в с. Озерки Ставропольского уезда.

Кроме того, 14 сказок сообщены были Дмитрию Николаевичу симбирским мещанином Михаилом Ивановичем Извозчиковым, записавшим их частью от своей матери, частью от других лиц, и одна от П.В. Розанова в Симбирске. Кроме того, в сборник внесено 59 записей без указания на лица, от которых они услышаны, но не подлежит сомнению, что и они записаны на территории Симбирско-Самарского Поволжья.

В общей сложности – более пятисот пятидесяти сказок, полнейшим образом представляющих то, чем жила душа русского человека в самом сердце России. Тем более, что Садовников поместил в сборник не только сказки, но и так называемые былички, то есть постарался раскрыть духовный мир простого русского человека как можно полней.

Точное время встреч со сказителями так и осталось неизвестным, а ненаписанный рассказ об этих встречах ощущался огромной утратой в изучении русского фольклора уже при издании «Сказок и преданий Самарского края» Л.Н.Майковым в 1884 году, после того, как собиратель скоропостижно скончался от чахотки…

Издание Самарских сказок стало событием в жизни русского общества, но уже вскоре собрание Садовникова превратилось в библиографическую редкость и было доступно только для специалистов.

Мы переиздаем его в том виде, в каком оно вышло в первый раз. Редактированию тексты не подвергались, но орфография и пунктуация современные, чтобы русские сказки мог читать в подлиннике любой интересующийся своей историей русский человек.

А. Шевцов

Садовников (обложка)
Садовников (обложка)

Источник: Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым.
Иваново: Издательство «Роща», 2016. 434 стр.
ISBN 978-5-9908243-0-0 (т. 10), ISBN 978-5-9025993-95 (серия)

Вы можете принять участие в обсуждении статьи на странице в Facebook по ссылке - Дмитрий Садовников и его сказки.

Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым  Сказки и предания Самарского края. Том 10, Издательство "Роща", купить книгу можно по ссылке - https://roscha-akademii.ru