Мудрые всегда думают, что едят! Александр Шевцов

06.10.2017

Сегодня, мой друг, я продолжу разговор о том, случайно ли в русском языке питание оказывается основой воспитания. И расскажу не сказку, а древние мифы, родившиеся раньше сказок. Прими эту замену, думаю, она будет вкусна и питательна!

Иллюстрация: Франсиско де Гойя. Сатурн (Кронос), пожирающий своего сына
Иллюстрация: Франсиско де Гойя. Сатурн (Кронос), пожирающий своего сына

Сейчас многие начали думать о хорошем питании, изучают этот вопрос научно, словно наука может спасти от бед! Но ведь науке всего триста лет, как же эти бедные наши предки дожили до того времени, когда смогли зачать первых ученых?! А ведь если верить сказкам, совсем не плохо жили! Сказочно жили и сказочно ели!

Выскажу, дружище, и более кощунственную мысль: я подозреваю, что были времена, когда люди обходились и без разума, как мы его понимаем. Именно тогда и родились самые значимые творения человечества: мифы, сказки, и даже большие богатства и прекрасные города самых древних.

Разум, которому требуется образование, появился значительно позже первых людей! Если ты вспомнишь мифы, то Золотой век человечества был еще при Кроносе, отце Зевса, а разум приходит тогда, когда у Зевса появляется сын Аполлон, как бога разума…

Вероятно, с ним и появляются первые зародыши науки.

Кто же был до него? Что было до разума?

До разума была мудрость. Ее звали Метис или Метида, и она была одной из титанид, что значит, она могла принимать образ человека, но была лишь стихией мудрости. И как стихия она обладала особыми качествами и свойствами. Так первый из титанов-уранидов Океан выглядит и человекоподобным, но на самом деле он – огромная река, омывающая всю землю. И по нему можно плавать, или ловить в нем рыбу! А другой титан – Гелиос – был самим солнцем, и он до сих пор светит нам.

Но Аполлон стал богом солнца, хотя и не мог ни светить, ни греть. Он стал, так сказать, представителем и солнца и мудрости, превратившись в свет разума, как называли рассудок!

Вот и Метис существовала сама по себе, растворившись в этом мире, и каждый мог откусить от нее свой кусочек и стать чуточку мудрее, если сумел найти ее, прячущуюся в кустах и загадках. Тогда-то и появилось понятие о воспитании, как обучении детей искать по миру следы Мудрости и тут же съедать их!

Но однажды верховный бог Зевс, решил отобрать власть не только у своих предков титанов, но и у человечества, и забрал всю мудрость себе. Попросту говоря, сожрал ее! И велел людям поклоняться себе, пожирая жертвы. Отсюда появилось понятие жречества, как ты понимаешь.

Однако стихия, это все-таки не ягода и не рыбка, проглотить стихию можно, но нельзя при этом не измениться, потому что стихии составляют нашу природу. Пожирая такие странные стихии, как страх, ты становишься трусливым, как зависть – завистливым. А если ты сожрешь мудрость, тебе не миновать родить чего-нибудь очень умного.

Вот и Зевс забеременел мудростью и вместо стихии, вернул в мир Богиню мудрости – Афину Тритогенею, которая, в отличие от Метиды, должна была всегда и во всем быть послушной Богу-отцу. Естественно, жрал он в живот, а рожал из головы, как полагается со всеми умными вещами. Голова не очень для этого приспособлена, поэтому потребовались повитухи соответствующей силы.

Ими оказались Гефест и Прометей. С тех пор Прометей считался, так сказать, крестным отцом мудрости, и Афина помогала ему во всех делах. Да и Гефест тоже…

Вот такая повесть складывается.

Однако она такая древняя, что память не сохранила нам ее целиком, и приходится восстанавливать по кусочкам, которые зацепились, подобно обрывкам тумана, на кустах истории. Как, собственно, до Зевса люди и выискивали кусочки мудрости. Первый кусочек древнего знания сохранил для нас поэт седьмого века до нашей эры Гесиод в «Теогонии».

"После того как окон­чи­ли труд свой бла­жен­ные боги
И в состя­за­нье за власть и почет одо­ле­ли Тита­нов,
Гро­мо­гре­мя­ще­му Зев­су, сове­ту Зем­ли пови­ну­ясь,
Стать пред­ло­жи­ли они над бога­ми царем и вла­ды­кой.
Он же уделы им роздал, какой для кого полагался.

Сде­ла­лась пер­вою Зев­са супру­гой Мети­да-Пре­муд­рость;
Боль­ше все­го она зна­ет меж все­ми людь­ми и бога­ми.
Но лишь пора ей при­шла сине­окую деву-Афи­ну
На свет родить, как хит­ро и искус­но ей ум зату­ма­нил

Льсти­вою речью Кро­нид и себе ее в чре­во отпра­вил,
Следуя хит­рым Зем­ли уго­во­рам и Неба-Ура­на.
Так они сде­лать его научи­ли, чтоб меж­ду бес­смерт­ных
Цар­ская власть не доста­лась дру­го­му кому вме­сто Зев­са.
Ибо пре­муд­рых детей пред­на­зна­че­но было родить ей —

Деву-Афи­ну спер­ва, сине­окую Три­то­ге­нею,
Рав­ную силой и муд­рым сове­том отцу Гро­мо­верж­цу;
После ж Афи­ны еще пред­сто­я­ло родить ей и сына —
С серд­цем сверх­мощ­ным, вла­ды­ку богов и мужей земно­род­ных.
Рань­ше, одна­ко, себе ее в чре­во Кро­ни­он отпра­вил,
Дабы ему сооб­ща­ла она, что зло и что бла­го".


Один из древних комментаторов, которых принято называть схолиастами дополняет картину:

"Как гово­рят, Мети­да обла­да­ла такой силой, что мог­ла пре­вра­щать­ся во что хоте­ла. Зевс обма­нул ее и, уго­во­рив сде­лать­ся малень­кою, про­гло­тил». Таким обра­зом, Мети­да — Пре­муд­рость — ока­за­лась внут­ри само­го Зев­са. Боги­ня была в это вре­мя бере­мен­на Афи­ною, кото­рая, таким обра­зом, тоже ока­за­лась во чре­ве Зев­са. После это­го Зевс родил ее из своей головы".

И, наконец, Аполлодор, поэт третьего века до нашей эры:

"Зевс сошелся с Метидой, принимавшей различные образы, чтобы
избежать его любви. Когда она оказалась беременной, Зевс проглотил ее
прежде, чем она родила, ибо она обещала, после того как вначале родит
деву, произвести на свет сына, который станет властителем неба. Испугавшись этого, Зевс и пожрал ее. Когда же наступило время родов, Прометей ударил Зевса по голове топором (некоторые называют и Гефеста).
Из головы выскочила в полном вооружении Афина, и это произошло
у реки Тритона".

Если вам понравились наши статьи, подпишитесь на наш канал, на котором тебя ждет много нового и интересного, поддержите нас.

Вы можете принять участие в обсуждении статьи на странице в Facebook по ссылке - Мудрые всегда думают, что едят!