С чего начинается речь?

Психологи и даже психофизиологи пытались разглядеть самое зарождение речи или логоса у ребенка. Для овладения риторикой или искусством легкой и действенной речи такая глубина не потребуется.
Нам пока не так уж важно знать, как появляется сама способность говорить. Нам важнее видеть, как эта способность развивается именно как связанная и осмысленная речь. И как зарождается действенность речи.
Впрочем, если речь идет о действенности, то мы непроизвольно заглядываем во время предшествующее речи как таковой. Новорожденный ребенок, чтобы выжить, должен добиться, чтобы его кормили. И не важно, что мать охотно его кормит. Ребенок все равно делает все, что от него зависит, чтобы выжить. Зависит, впрочем, от него не много.
Как он действует? Он кричит и плачет до тех пор, пока его не покормят. Тут еще нет речи, но уже есть воздействие и есть убедительность. Именно этот опыт мы перенесем впоследствии на речь. И он живет в нас всегда. Но живет в такой глубине нашего сознания, которую психофизиология называет инстинктивной, а старые русские люди называли материком.
Материк - это то, что под почвой, это то, на чем стоит и держится все. Нечто подобное лежит и в основе разума.
Там хранятся простейшие образы - исты и истоты, как называли их в старину. И мы вполне можем воспользоваться этими именами. Иста убедительности - это то усилие, которое совершает ребенок, чтобы добиться от матери кормления.
Не важно, сможете ли вы восстановить его в памяти, хотя это и возможно, важно разумно принять, что когда-то делал его, и оно никуда не ушло из твоего сознания. Просто ты научился делать это "культурно", то есть так, как принято в обществе.

Александр Шевцов

Личный блог Александра Шевцова -https://vk.com/al_al_shevtsov

Если у вас появились вопросы и пожелания для нас и нашего канала, то вы можете написать нам на нашу почту skazo4nyimir@yandex.ru, а для того, чтобы получать новые статьи вы можете подписаться на канал, добро пожаловать!