«Не торопитесь показывать написанное миру» –

21 October 2019
Используются фото из инстаграмма Егора.
Используются фото из инстаграмма Егора.

Автор бестселлера «Пиши рьяно, редактируй резво» и создатель телеграм-канала «Хемингуэй позвонит» у нас в гостях, встречайте :)

Егор, здравствуйте! Спасибо, что уделили время для интервью. Предлагаю начать.

Скажите, пожалуйста, почему проект «Хемингуэй позвонит» называется именно так?

Когда я создавал телеграм-канал о литературе, в голове возникали разные варианты. Я примерил многие, а понравилось одно: «Хемингуэй позвонит». Самое интересное, что Хемингуэй спустя 2 года после запуска проекта и правда позвонил. Мы встретились, и я взял у Джона Патрика Хемингуэя, внука Эрнеста Миллера Хемингуэя интервью.

Что он дает начинающим (и не только) писателям?

Сайт проекта «Хемингуэй позвонит»
Сайт проекта «Хемингуэй позвонит»

Путь писателя — это путь одиночки. Все начинающие (и продолжающие) писатели нуждаются в поддержке. У меня было желание создать проект, который расскажет тем, кто делает первые шаги в прозе, что все великие писатели тоже страдали, чувствовали неуверенность, рефлексировали.

Мне хотелось, чтобы «Хемингуэй позвонит» вдохновлял на творчество и помогал людям справляться с сомнениями. Ну а кроме того, мне хочется, чтобы люди, которые всерьез решили заниматься художественной прозой, ориентировались на опыт великих писателей.

Изучали теорию — ту самую «матчасть», которую так не хочется изучать. Знание теории литературы — необходимое условие для того, чтобы стать серьезным писателем. Что бы ни говорили те, кто теорию старается игнорировать, выдавая незнание за «авторский прием».

Вы издали книгу «Пиши рьяно, редактируй резво», планируете ли вы еще писать нон-фикшн в таком ключе?

Обложка книги / источник:
Обложка книги / источник: https://img-gorod.ru/27/518/2751880_detail.jpg

Пока таких планов нет. Я и эту книгу писать не планировал. Она просто стала «побочным эффектом» моего интереса к литературе и анатомии творчества писателей, которых я люблю. Как показывают продажи — кейс успешен.

Первый тираж (3000 экз.) ушел за месяц. Допечатано еще 2000 экземпляров. Почему так? Я объясняю это тем, что я не халтурил и сделал полезную книгу. Писал я ее очень долго. Если проанализировать, то в целом, пожалуй, лет пять. Я что-то читал, выписывал, делал заметки на полях.

А потом понял, что собралось очень много ценного материала, который и стал первой частью книги.
Во второй части — интервью с современными российскими авторами. Я не претендую на то, что показал облик современной русской литературы, но я старался дать некий срез. Мне пишут, что после прочтения книги возникает желаниЕ познакомиться с творчеством авторов интервью. И это хорошо. Это здорово.

Отвечая на вопрос планирую ли я еще нон-фикшн — пока точно нет. Это долго, тяжело, это выматывает. Писать такие книги тяжело. Сделаю пока паузу. С другой стороны — я и эту книгу не планировал. Поэтому кто знает...

А художественные книги будете писать?

Время покажет. Говорить о ненаписанном (или незаконченном) художественном тексте — значит забирать у него энергию.

Ваше отношение к самиздату?

Положительное.
Многие авторы, который издаются сейчас в топовых издательствах, начинали именно с самиздата. Издательства читают самиздат и вылавливают оттуда хорошие тексты.

У самиздата есть обратная сторона — опубликовать текст может любой человек, а значит на сервисах самиздата действительно достойных текстов очень мало. И все же авторы находят своих издателей. И как следствие читателей.

И еще один нюанс: совсем необязательно издавать книгу на бумаге в профессиональном издательстве, если у вас нет таких амбиций. Многие крайне успешные «самиздатовские» авторы вполне комфортно чувствуют себя в цифровой среде.

Первый черновик всегда д:)рьмо, а какой «уже получше»?

Все зависит от той планки, которую вы себе ставите. Я бы сказал, что с текстом надо работать до тех пор, пока он не заскрипит и не заблестит. Текст может получится и во втором черновике, может в третьем. Каждый автор пишет по-разному.

Кто-то пишет «залпом» (вываливая все, что в голове на бумагу, а потом правит). Кто-то правит каждое предложение уже в первом черновике до тех пор, пока оно не станет совершенным. Где грань между первым и вторым черновиком в этом случае? Это большой вопрос.

Я бы не ориентировался на порядковые номера черновиков. Нужно просто развивать свой внутренний “shit detector” как его назвал Хемингуэй. Это такой радар писателя, который говорит, какой текст плохой, а какой хороший.

Чем больше вы пишете, тем лучше работает радар. Одно очевидно — торопиться показывать свои тексты миру не стоит. Наберитесь терпения и показывайте то, в чем уверены на 200%.

Первая книга, которую рекомендуете писателю-новичку? (можно 2-3)

Обложка рекомендованной книги / источник: ozon.ru
Обложка рекомендованной книги / источник: ozon.ru

Все рекомендации даны в книге «Пиши рьяно, редактируй резво» — я сделал большой раздел о литературе для начинающих авторов. Но если говорить о 2-3 книгах, то это однозначно:
«Путешествие писателя» Кристофера Воглера, «Кино между адом и раем» Александра Митты и «История на миллион долларов» Роберта Макки. Последние 2 книги — о кино.
Но их стоит прочесть.
«Как писать книги» Стивена Кинга тоже очень хороша для тех, кто ничего не читал о том, как пишутся книги.  

Вы были одним из спикеров писательского практикума "Yes, I’m writer", планируете ли вы вести авторские курсы, может быть в дальнейшем?

Время от времени меня приглашают поговорить о литературе. Если есть время — я о ней говорю.

Какой совет дадите начинающим писателям?

Не торопитесь показывать написанное миру.
Писательство —
долгий путь. Лучше потерпеть и издать хорошую книгу, чем выдать полуфабрикат, ставший следствием вашего эго-недержания.

Контакты Егора:

t.me/papawillcall – телеграм

@egor.appolonov – инстаграм

Ссылка на книгу