Александра Завьялова: роковое решение, доведшее актрису до психлечебницы

Александра Семеновна Завьялова — знаменитая советская актриса театра и кино с очень тяжелой биографией. Несмотря на талант и красоту, ее редко снимали. Рождение позднего ребенка положило начало психическому расстройству, но любимый сын принес только горе и стал причиной смерти.

Александра Завьялова. Фото www.pinterest.ca
Александра Завьялова. Фото www.pinterest.ca

Александра Завьялова родилась 4 февраля 1936-го года в селе Титовка Тамбовской области. Кроме нее, у родителей была старшая дочь Клава. С детских лет Шура мечтала стать актрисой — пела в хоре, танцевала и много читала, успевая при этом отлично учиться и помогать родителям в повседневных деревенских заботах. После окончания школы, несмотря на протесты родителей, девушка уехала в Ленинград и с первой попытки поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского.

Учеба давалась Шурочке легко, а ее артистические способности вызывали зависть менее красивых и талантливых сокурсниц. Окончив институт в 58-ом году, молодая актриса по распределению попадает в труппу Брестского драматического театра.

Звездное начало актерской карьеры

Ее театральная карьера начинается удачно — актрисе дают главные роли в классическом репертуаре, появляются поклонники. Не прошло и года, как  Завьялову пригласили в Москву на одну из главных ролей в картине “Люди на мосту” (1959 г.).

Александра Завьялова. “Люди на мосту” 1959 г
Александра Завьялова. “Люди на мосту” 1959 г

Фильм имел успех, актрису заметили и сразу же предложили главную роль в лирической комедии “Алешкина любовь”. Картина вышла на экраны в 60-ом году и прославила главных героев — стрелочницу Зинку и ее верного поклонника Лешку (Леонида Быкова). В Брест Шура уже не вернется.

Лешка и Зинка. “Алешкина любовь” 1960 г
Лешка и Зинка. “Алешкина любовь” 1960 г

За последующее десятилетие актриса снимется еще во многих картинах, лучшей из которых станет историческая драма “Тени исчезают в полдень” (70-71 г.). Завьялова блестяще исполнит роль Серафимы Клычковой (монахини Пистимеи) — бывшей богачки, ненавидящей советскую власть.

Пистимея. “Тени исчезают в полдень” 1970-71 г
Пистимея. “Тени исчезают в полдень” 1970-71 г

К сожалению, обстоятельства в ее жизни сложатся так, что эта работа в кинематографе станет для Александры последней. Крошечную роль в картине “Белые одежды” 20 лет спустя, мне кажется, можно не считать.

Личная жизнь

В первый раз Завьялова вышла замуж в 23 года за ленинградского художника Дмитрия Бучкина. Молодая семья поселилась вместе с родителями мужа. Вскоре родилась дочь Татьяна. Свекровь с самого начала невзлюбила Александру — по ее мнению, невестка слишком много времени проводила на съемках и не уделяла ее любимому сыну должного внимания.

Дмитрий Бучкин. Фото leningradart.com
Дмитрий Бучкин. Фото leningradart.com

Дмитрий, как творческий человек, понимал жену, но противостоять матери был не способен. Естественно, все кончилось разводом. Тем не менее, расстались супруги друзьями и всю дальнейшую жизнь поддерживали связь.

На короткое время в жизни Завьяловой появился американский миллионер — Отелло Черезолли, который приехал в Советский Союз по своим торговым делам. Они встретились совершенно случайно и влюбились друг в друга.

Отелло Черезолли. Фото anews.com
Отелло Черезолли. Фото anews.com

Каждый из них понимал, что у этой истории нет будущего, но все закончилось гораздо раньше, чем они рассчитывали: американца просто выдворили из страны, в чем-то обвинив, а у Завьяловой начались неприятности на “Ленфильме”. В то время за связь с иностранцем уже не сажали, но репутацию неблагонадежной гражданки актриса заработала.

Потом у Александры завязались отношения с выпускником ВГИКа, режиссером Резо Эсадзе: он приехал в Ленинград в 64-ом году снимать свою дипломную картину “Фро”.

Конечно, главную роль Фроси в этом фильме исполнила Завьялова. У актрисы зародилась надежда на устройство личной жизни и удачный творческий тандем, но ничего не получилось. После выхода еще одного фильма Резо с Завьяловой в главной роли (“Четыре страницы одной молодой жизни”, 1967 г.), руководство киностудии откровенно заявило режиссеру, что “на Завьялову мы работать не будем”. Вскоре Эсадзе уехал и актриса осталась одна. Александра была не из тех людей, кто добивается ролей любыми способами. Ее, практически, перестали снимать.

Резо Эсадзе “Из жизни отдыхающих”
Резо Эсадзе “Из жизни отдыхающих”

Актриса тяжело переживала свою невостребованность, но не сидела “сложа руки” — ездила с концертами по стране. Дочь росла на два дома: в отсутствии матери, жила с отцом и его родителями. Потом Завьялова купила квартиру побольше и перевезла из села свою маму (правда, вскоре пришлось отправить ее обратно — пожилая женщина не прижилась в мегаполисе). Личную жизнь актриса больше не пыталась устроить.

Продолжение следует