8,9K подписчиков

На съемках Александр Демьяненко не увлекся красавицей Варлей, предпочтя ей другую

5,1K прочитали

В первой части рассказывалось о ранних работах Александра Демьяненко в кино.

Товарищ Шурик

В 1965 г. Леонид Гайдай задумал “Операцию Ы”. Наибольшие сложности у легендарного режиссера случились с выбором главного героя. Около 50 человек пробовались на роль Владика Арькова (так первоначально звали главного героя). Среди претендентов было много известных актеров: Виталий Соломин, Евгений Жариков, Александр Леньков, Александр Збруев. Даже Евгений Петросян пробовался.

После некоторых раздумий режиссер утвердил Валерия Носика. Но, видимо, этот выбор его так и не устроил. Надо сказать, хоть Демьяненко и отыграл уже несколько хороших ролей, но в поле зрения Леонида Иовича не попадал. 60-е годы – расцвет отечественного кинематографа, за всеми молодыми звездами было не уследить.

На счастье кто-то все же предложил Гайдаю посмотреть “парня из Димы Горина”. Режиссер вызвал ленинградского актера и понял – главный герой найден и будет зваться он Шуриком. Но, ради роли, Александру пришлось обесцветить волосы и из брюнета стать блондином. Ну а Валерию Носику Гайдай дал роль незадачливого студента-картежника, с которой тот блестяще справился.

Владимир Раутбарт и Валерий Носик. “Операция «Ы» и другие приключения Шурика” 1965 г.
Владимир Раутбарт и Валерий Носик. “Операция «Ы» и другие приключения Шурика” 1965 г.

А Александр Демьяненко, что называется, после премьеры фильма проснулся знаменитым. С той поры и до конца жизни многочисленные поклонники ассоциировали актера лишь с Шуриком.

“Операция «Ы» и другие приключения Шурика” 1965 г.
“Операция «Ы» и другие приключения Шурика” 1965 г.

Тем более, что уже на следующий год зрители получили, говоря современным языком, сиквел “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”. Любопытно, что очаровательная Наталья Варлей притягивала всю мужскую часть съемочной группы кроме Александра Демьяненко. Тот, профессионально отыграв эпизод с красавицей, сразу же уходил в сторону.

Наталья Варлей и Александр Демьяненко. “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика” 1966 г.
Наталья Варлей и Александр Демьяненко. “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика” 1966 г.

Как вспоминала Нина Гребешкова, вдова великого режиссера, поначалу предполагали, что Демьяненко – кремень. А как же иначе, Крым, море, солнце, сама Варлей рядом, а ему и дела нет. Но все же ничто человеческое не чуждо было и “Шурику”. Хоть и втайне, но оказывается актер во время съемок флиртовал с одной из симпатичных гримерш.

Наталья Варлей и Александр Демьяненко. “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика” 1966 г.
Наталья Варлей и Александр Демьяненко. “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика” 1966 г.

Третью часть “франшизы с Шуриком” зрителям пришлось подождать. Лишь в 1973 г. на экраны вышла новая комедия Гайдая с Шуриком “Иван Васильевич меняет профессию”. И несмотря на огромный коммерческий успех и признание критиков, после этой картины Гайдай решил с “Шуриком” покончить. Очевидно, мудрый мастер принял верное решение. Он уже чувствовал, что эта тема исчерпала себя.

Наталья Селезнева и Александр Демьяненко. “Иван Васильевич меняет профессию” 1973 г.
Наталья Селезнева и Александр Демьяненко. “Иван Васильевич меняет профессию” 1973 г.

Более того, Александр Демьяненко никогда не пробовался и в других ролях у Гайдая-режиссера. Хотя несколько раз к легендарному образу актер все же возвращался.

В 1977 г. многие участники гайдаевских комедий, в том числе и Демьяненко, появились в музыкальном фильме “Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика”. Но сам великий режиссер к этой картине отношения не имел.

“Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика” 1977 г.
“Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика” 1977 г.

В 90-х годах Александр Сергеевич вновь стал Шуриком в 2-х частях новогоднего музыкального представления “Старые песни о главном”.

“Старые песни о главном-3” 1997 г.
“Старые песни о главном-3” 1997 г.

Считается, что образ Шурика навсегда привязался к актеру и это могло определенным образом навредить его карьере. С другой стороны, благодаря гайдаевским комедиям Демьяненко обрел поистине всенародную любовь зрителей. Неизвестно, смог бы он достичь такой популярности без Шурика.

Немаловажным был и материальный момент. В комедиях Гайдая актеры неплохо зарабатывали. Так, ставка Александра Демьяненко в “Кавказской пленнице” равнялась 50 рублям за съемочный день. А всего, за полгода съемок актер заработал 5220 руб. Этой суммы вполне хватило бы на популярный в те годы автомобиль “Москвич”.

В “Иван Васильевиче” у Демьяненко работы было поменьше. Тогда он заработал 1700 руб. На машину этого не хватило, но зато он приобрел мотоцикл “Урал”, чем был вполне доволен.

А с Гайдаем отношения у него остались сложными. Что режиссер, что Демьяненко были людьми довольно закрытыми. Что между ними произошло достоверно сказать трудно. Но в 1993 г. на похороны Леонида Иовича Демьяненко не поехал.

Поздние киноработы Александра Демьяненко

У актера вполне хватало работы и после окончания сотрудничества с Гайдаем. В “Летучей мыши” Яна Фрида ему досталась яркая роль адвоката Блиндта.  В киноальманахе “По улицам комод водили…”  художественным руководителем картины был Леонид Гайдай. Здесь Демьяненко вновь напомнил о Шурике, сыграв, как и в знаменитых комедиях в паре с Натальей Селезневой.

Наталья Селезнева и Александр Демьяненко. “По улицам комод водили…” 1978 г.
Наталья Селезнева и Александр Демьяненко. “По улицам комод водили…” 1978 г.

Озвучивая роль Регимантаса Адомайтиса в картине “Трест, который лопнул”, Демьяненко познакомился с режиссером Александром Павловским. Позднее актер сыграет в 4-х фильмах Павловского. Наиболее известна его роль рабочего-милиционера в комедии “Зеленый фургон”. В фильме собрался блестящий актерский ансамбль: Дмитрий Харатьян, Борислав Брондуков, Александр Соловьёв, Виктор Ильичёв

Хоть картина и была комедийной, роль Демьяненко в ней самая серьезная. Пожалуй, в этой роли он наиболее был похож на самого себя. Скромный, интеллигентный. Так же, как и его герой Шестаков, читавший отрывок из поэмы Блока “Двенадцать”, Александр Сергеевич обожал стихи.

Дмитрий Харатьян и Александр Демьяненко. “Зеленый фургон” 1983 г.
Дмитрий Харатьян и Александр Демьяненко. “Зеленый фургон” 1983 г.

Одной из последних его ролей стала работа в первом российском ситкоме “Кафе Клубничка”. Здесь же участвовали и другие звезды советского кино: Галина Польских и Наталья Крачковская. Александр долго не решался принимать предложение на съемки в новом для себя формате. Но как раз тогда ему с женой приглянулся земельный участок по соседству с дачей и это стало решающим аргументом. В 90-е годы работы у актеров было немного.

“Кафе Клубничка” 1996 г.
“Кафе Клубничка” 1996 г.

В работе над сериалом ему пришлось непросто: в то время у актера начались серьезные проблемы со здоровьем.

Всего Демьяненко снялся примерно в 120 фильмах.

Работа в дубляже

Параллельно съемкам актер, обладавший красивым бархатистым голосом, много работал на озвучке советских и иностранных фильмов. Часто дублировал прибалтийских актеров. Он практически стал официальным голосом Донатаса Баниониса, озвучивая большинство его ролей. Его голосами говорили также Жан-Поль Бельмондо, Роберт де Ниро, Стив Бушеми и многие другие.

О личной жизни актера и последних годах жизни читайте в продолжении