7386 subscribers

Олег Ефремов в "Современнике": основал и предал?

4k full reads
4,5k story viewsUnique page visitors
4k read the story to the endThat's 89% of the total page views
3 minutes — average reading time

Летом 1952-го года два молодых актера Центрального детского театра — Олег Ефремов и Геннадий Печников отправились в путешествие по Волге. Денег у друзей не было, поэтому на жизнь они зарабатывали в дороге, выступая перед жителями деревень и совхозов.

Олег Ефремов и Геннадий Печников. Фото 7days.ru
Олег Ефремов и Геннадий Печников. Фото 7days.ru
Олег Ефремов и Геннадий Печников. Фото 7days.ru

Поездка произвела на Ефремова сильное впечатление — он решил создать собственный театр. Через несколько лет Олег набрал труппу из числа талантливых студентов и выпускников Школы-студии МХАТ (таких, как Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и т.д.) и организовал "Студию молодых актеров".

8 лет коллектив существовал в статусе студии. Чиновники не желали признавать “незаконнорождённое” детище Ефремова театром. Труппа скиталась по разным сценическим площадкам, а зрителей Олег находил сам в комсомольских организациях и институтах. Репетиции шли по ночам, в основном, на квартирах актеров. В дневное время они учились или работали. Самоотверженный труд не пропал даром — Театр-студия “Современник” быстро завоевал публику. После оглушительного успеха спектакля “Голый король”, Министерство культуры уже не могло игнорировать студийцев.

Евгений Евстигнеев в спектакле “Голый король”, “Современник”. Фото newrezume.org
Евгений Евстигнеев в спектакле “Голый король”, “Современник”. Фото newrezume.org
Евгений Евстигнеев в спектакле “Голый король”, “Современник”. Фото newrezume.org

В 1961-ом году им выделили небольшое старое здание на площади Маяковского, а еще через три года официально родился театр “Современник” и его художественный руководитель Олег Ефремов.

Олег Ефремов, Михаил Козаков и Олег Табаков. Фото kino-teatr.ru
Олег Ефремов, Михаил Козаков и Олег Табаков. Фото kino-teatr.ru
Олег Ефремов, Михаил Козаков и Олег Табаков. Фото kino-teatr.ru

Молодой режиссер стремился создать идеальные условия для творчества. Он написал устав, согласно которому не имел властных полномочий. Все решения принимало правление — так у них называлась передовая часть коллектива. Оно распределяло роли и зарплаты, ежегодно выбирало, кто из актеров продолжит работать в театре, а с кем придется попрощаться и т.д. Недовольных не наблюдалось — коллеги действительно были единомышленниками без “террариума”. Только здесь одна актриса могла отказаться в пользу другой от главной роли (например, Лилия Толмачева отдала роль Принцессы в “Голом короле” Нине Дорошиной), а худрук не препятствовал актерам пробовать себя в режиссуре.

Фото aif.ru
Фото aif.ru
Фото aif.ru

Олег не хотел, чтобы интересы его артистов выходили за рамки “Современника” и всерьез предлагал им искать пару среди “своих”. Сам Ефремов так и поступал, только женитьба в его планы не входила. Женщины были ему нужны в качестве муз, а не домохозяек. Все, что связано с бытом, режиссер считал темой, недостойной обсуждения. Перед ним не имело смысла оправдываться, ссылаясь на частные обстоятельства. “Я вам говорю о вечном, а вы мне о чем?” — удивлялся Ефремов.

Первое здание театра "Современник" на площади Маяковского. Фото mos.ru
Первое здание театра "Современник" на площади Маяковского. Фото mos.ru
Первое здание театра "Современник" на площади Маяковского. Фото mos.ru

Многие актеры, работавшие в раннем “Современнике”, отзывались о том периоде своей жизни как о самом счастливом. Конечно, идиллия не могла длиться вечно. Градус энтузиазма понизился, люди обросли семьями и проблемами, а худрук вернул себе власть. Но на популярности театра это не отразилось.

Ефремову стало неинтересно “почивать на лаврах”, поэтому в 1970-ом году он согласился возглавить МХАТ, который давно пребывал в глубоком кризисе. Когда приказ о его назначении был подписан, режиссер поставил коллег перед фактом. Новость грянула словно гром среди ясного неба — такого поворота никто не ожидал. Олег предложил труппе в полном составе последовать за ним во МХАТ. Он рассчитывал, что большинство актеров его поддержит, но ошибся — желающих не нашлось. Ни одного.

Олег Ефремов и труппа “Современника”. Фото culture
Олег Ефремов и труппа “Современника”. Фото culture
Олег Ефремов и труппа “Современника”. Фото culture

Общее мнение коллектива можно выразить словами Нины Дорошиной: “Если в помойное ведро влить стакан чистой воды, оно же не перестанет быть помойным”. В труппе Художественного театра насчитывалось полторы сотни человек, а в “Современнике” — менее сорока. Ефремов не был готов реанимировать МХАТ в одиночку и даже ездил к Фурцевой, чтобы отказаться от должности. Она Олега отчитала: “Это что вам, игрушки? Вас уже утвердили — идите и работайте!”.

“Современник” возглавила Галина Волчек, а Ефремов “въехал на белом коне” во МХАТ, как и обещал себе 21 год назад. Несколько самых преданных соратников: Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и Александр Калягин все-таки последовали за ним.

Продолжение следует