Почему прима советского кинематографа вынудила Петра Вельяминова сделать пластическую операцию

О молодых годах Петра Вельяминова, как он попал в лагеря читайте в I части статьи

Как сложилась актерская карьера бывшего заключенного

По совету одного из участников лагерной самодеятельности, Вельяминов решил попытать счастья в Абакане. Но руководство местного театра не решилось принять на работу актера с такой биографией, к тому же не имеющего профессионального образования. Петру надо было на что-то жить и он устроился на лесосплав, где проработал какое-то время.

Петр Вельяминов. Фото marimeri.ru
Петр Вельяминов. Фото marimeri.ru

Потом он попал на прием к начальнику управления культуры и рассказал свою историю. Чиновник решил дать Вельяминову шанс и распорядился зачислить его в труппу театра под свою ответственность. В 1952-м году Петр официально стал актером.

За 17 лет он сменил семь театров, пока не оказался в Свердловском театре драмы. Там, в спектакле “Кандидат партии” Вельяминова увидели два московских режиссера — Владимир Краснопольский и Валерий Усков, которые собирались снимать многосерийный художественный фильм “Тени исчезают в полдень” по одноименному роману Анатолия Иванова. Игра Петра произвела на режиссеров сильное впечатление, и они предложили актеру сыграть одну из главных ролей — председателя колхоза Захара Большакова. К тому времени судимость с Вельяминова сняли и он с радостью принял предложение.

Блестящий дебют в кинематографе

Руководство “Мосфильма” не сразу согласилось утвердить на роль непрофессионального актера. Ускову и Краснопольскому даже пришлось прибегнуть к помощи автора романа — Анатолия Иванова. Совместными усилиями они преодолели сопротивление чиновников и 44-летний Вельяминов впервые оказался на съемочной площадке.

Петр Вельяминов (Захар Большаков). “Тени исчезают в полдень” 1972 г.
Петр Вельяминов (Захар Большаков). “Тени исчезают в полдень” 1972 г.

В других главных ролях снялись уже прославившиеся актеры: Нина Русланова, Александра Завьялова, Галина Польских, Борис Новиков и другие. Фильм вышел на экраны в 1972-м году и Вельяминов, как говорится, проснулся знаменитым (очень похоже сложилась судьба еще одного советского актера — Георгия Жженова). После блестящего дебюта Петр стал одним из самых востребованных артистов в отечественном кинематографе.

Поступило лестное приглашение и от престижного театра“Современник”. Вельяминов переехал в Москву и в течение двух лет играл на его сцене. Но потом ему пришлось выбирать между театром и кинематографом, и актер сделал выбор в пользу кино.

Петр Вельяминов (капитан Строгов). “Командир счастливой Щуки” 1972 г.
Петр Вельяминов (капитан Строгов). “Командир счастливой Щуки” 1972 г.

Огромный успех имели и последующие его работы: капитан Строгов в военном фильме “Командир счастливой Щуки” (1972 г.), секретарь парткома Поликарп Кружилин в экранизации еще одного романа Анатолия Иванова “Вечный зов”, который те же режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков снимали в течение 10 лет. За эту роль Вельяминов получил Государственную премию СССР после реабилитации в 1984-м году.

Петр Вельяминов (Поликарп Кружилин). “Вечный зов” 1973-1983 г.
Петр Вельяминов (Поликарп Кружилин). “Вечный зов” 1973-1983 г.

Мужественная внешность актера приводила в восторг все женское население страны, но великая Любовь Орлова отказалась с ним сниматься в шпионском фильме “Скворец и Лира” потому что ей не понравились… его уши. Она дала Петру адрес своего пластического хирурга и после операции результатами остались довольны и Орлова, и Вельяминов.

Любовь Орлова и Петр Вельяминов. “Скворец и лира” 1974 г.
Любовь Орлова и Петр Вельяминов. “Скворец и лира” 1974 г.

Картину сняли в 1974-м году, но премьера состоялась только через 22 года. Ходили слухи, что сама Орлова приложила максимум усилий, чтобы фильм положили на полку: на фоне Петра, сыгравшего ее мужа, 72-летняя актриса выглядела старовато.

Петр Вельяминов. “Скворец и лира” 1974 г.
Петр Вельяминов. “Скворец и лира” 1974 г.

Несмотря на позднее начало кинокарьеры, в фильмографии актера насчитывается более 70-ти работ. Помимо уже перечисленных, лучшими из них стали роли в картинах “Сладкая женщина” (Николай Кушаков, муж недалекой Анны, которую сыграла Наталья Гундарева), “Пираты XX века” (капитан судна Иван Ильич, где вторую главную роль исполнил Николай Еременко-младший), “Возвращение резидента” и “Конец операции “Резидент” (генерал советской разведки) и многие другие.

Наталья Гундарева и Петр Вельяминов. “Сладкая женщина” 1976 г.
Наталья Гундарева и Петр Вельяминов. “Сладкая женщина” 1976 г.
Петр Вельяминов и Николай Еременко-младший. “Пираты XX века” 1979 г.
Петр Вельяминов и Николай Еременко-младший. “Пираты XX века” 1979 г.

По иронии судьбы, Вельяминов играл убежденных большевиков, представителей той самой власти, от которой пострадал он сам и его близкие. Когда актеру задавали вопрос, как он к этому относится, он отвечал, что никаких внутренних противоречий не испытывает. “Среди коммунистов я встречал мало негодяев и очень много глубоко порядочных людей. Таких и играл”.

Петр не затаил обиду на свою страну, хотя продолжал сталкиваться с несправедливостью даже после снятия судимости. Ему не разрешили поступить во ВГИК, звание Заслуженного артиста он получил только потому, что его фамилия прошла в общем списке, а реабилитации пришлось ждать 30 лет после освобождения. После этого стало возможным присвоить Петру звание Народного артиста РСФСР.

Когда распался советский кинематограф Вельяминов, как и другие знаменитые актеры, вынужден был сниматься в дешевых картинах и телесериалах. С начала 2000-х он сыграл всего лишь несколько небольших ролей. Последней его работой в кино стала незначительная роль в телесериале “Луна в зените” (2007 г.).

О личной жизни актера, его последних годах читайте в продолжении