Политические убеждения не позволили Алексею Баталову сыграть роль Ленина

5 September

В первой части рассказывалось о неудавшейся службе актера в театре

Кинокарьера Алексея Баталова

Впервые Алексей дебютировал в кинематографе будучи еще школьником. Однажды к ним в класс пришли сотрудники из киностудии имени Горького. Они отбирали подростков для съемок в военной драме “Зоя” (о партизанке-разведчице Зое Космодемьянской). Алексей оказался одним из избранных и сыграл одноклассника героини в крошечном эпизоде.

“Зоя” 1944 г.
“Зоя” 1944 г.

Свою вторую роль актер получил в 26 лет в лирической киноповести Иосифа Хейфица “Большая семья” (1954 г.) Главная роль молодого рабочего Алексея Журбина прославила никому не известного Баталова на всю страну. Здесь же началась блестящая карьера его экранной “сестры Тони” — Ии Арепиной. Через год, на Международном Каннском фестивале, картина удостоилась приза в номинации “Лучший актерский ансамбль”.

“Большая семья” 1954 г.
“Большая семья” 1954 г.

Актеру не пришлось долго ждать следующего приглашения. У того же Хейфица он снялся в новой яркой роли — шофера Саши Румянцева в криминальной драме “Дело Румянцева” (1955 г.). С Иосифом Ефимовичем у Алексея сложились очень теплые отношения. В его картинах Баталов сыграет еще не раз. Несколько лет он жил на даче режиссера в Комарово — собственного жилья в Ленинграде у актера, естественно, не было.

“Дело Румянцева” 1955 г.
“Дело Румянцева” 1955 г.

Однажды Хейфиц буквально спас карьеру своего протеже. Руководство киностудии сообщило Алексею, что ему доверено исполнить роль молодого Ленина в фильме Ильи Ольшвангера “На одной планете”. Согласия актера никто не спрашивал — такая работа считалась большой честью. Баталов рассказал режиссеру, что твердо намерен отказаться, невзирая на последствия — он никогда не поступался своими принципами, а существующую власть, мягко сказать, не уважал.

Основания у Алексея имелись: во время сталинских репрессий пострадали его ближайшие родственники и многие друзья родителей — прекрасные, ни в чем неповинные люди. Иосиф Ефимович сумел убедить чиновников, что внешность Баталова не соответствует образу великого вождя и фильм с его участием обречен на провал. Они даже извинились перед актером, что напрасно его “обнадежили”.

Иннокентий Смоктуновский в роли Ленина. “На одной планете” 1965 г.
Иннокентий Смоктуновский в роли Ленина. “На одной планете” 1965 г.

Баталова заменил Иннокентий Смоктуновский – тот тоже не был обласкан советской властью, но престижную роль не упустил. Через год он еще раз сыграет Ильича в исторической драме Леонида Квинихидзе “Первый посетитель”.

После “Румянцева” Алексей стал очень востребован в кинематографе и исполнил ведущие роли во многих шедеврах, завоевавших мировое признание и высокие награды. В военном фильме “Летят журавли” — солдата Бориса Бороздина, погибшего на войне (эта картина могла оказаться для актера последней: на съемках одной из сцен он неудачно упал и сильно поранил лицо об острые ветки кустарника, но благодаря искусству хирурга, у него остался лишь малозаметный шрам на носу).

“Летят журавли” 1957 г.
“Летят журавли” 1957 г.

В военной драме “Дорогой мой человек” — врача Владимира Устименко (сценарий был написан специально под Баталова и Инну Макарову , а консультировал его тот самый хирург, который спас ему лицо).

“Дорогой мой человек” 1960 г.
“Дорогой мой человек” 1960 г.

В экранизации чеховской “Дамы с собачкой” — ловеласа Дмитрия Гурова, полюбившего чужую жену. Для этой роли Алексей должен был отпустить бороду. Один из бдительных граждан, увидев актера в общественном транспорте с многодневной щетиной, позвонил на киностудию и заявил: “Ваш Баталов выглядит отвратительно. Наверное, он пьет”.

Алексей Баталов и Ия Савина. “Дама с собачкой” 1960 г.
Алексей Баталов и Ия Савина. “Дама с собачкой” 1960 г.

Славу принесли актеру роли: физика-ядерщика Дмитрия Гусева в драме Михаила Ромма “Девять дней одного года” (1961 г.), эмигранта Сергея Голубкова в исторической киноленте Александра Алова и Владимира Наумова “Бег” (1970 г.), снятой по мотивам произведений Булгакова, князя Трубецкого в историческом фильме Владимира Мотыля “Звезда пленительного счастья” (1975 г.) и т.д. Но “визитной карточкой” Баталова, безусловно, является роль интеллигентного слесаря Гоши в мелодраме Владимира Меньшова “Москва слезам не верит” (1979 г.).

Алексей Баталов и Наталья Вавилова. “Москва слезам не верит” 1979 г.
Алексей Баталов и Наталья Вавилова. “Москва слезам не верит” 1979 г.

Из-за жесткой цензуры она вышла на экраны в сильно сокращенном варианте. Баталов впоследствии рассказывал, что многие сцены и диалоги лишились лучших своих частей (в том числе знаменитый диалог Гоши и Николая). И уж конечно, чиновники не могли допустить, чтобы в фильм попал эпизод, где “правильный” Гоша разгуливает по своей квартире в плаще на голое тело, сверкая “пятой точкой”. Меньшов хотел внести немного комизма в образ идеального героя и актер ничего не имел против.

Несмотря на “ампутацию”, “Москва слезам не верит” была восторженно встречена отечественными и зарубежными зрителями. Картина получила “Оскара” и только потом дождалась официального признания в своей стране: режиссера и всех исполнителей ведущих ролей — Баталова, Веру Алентову, Ирину Муравьеву и Раису Рязанову наградили Государственными премиями СССР.

Борис Сморчков и Алексей Баталов “Москва слезам не верит” 1979 г.
Борис Сморчков и Алексей Баталов “Москва слезам не верит” 1979 г.

Для актера такого масштаба, его фильмография не слишком велика. Причина тому — тщательный отбор ролей (в низкопробных сериалах и рекламе он никогда не снимался) и разнообразные интересы Алексея. Он был не только выдающимся актером, но и талантливым режиссером, педагогом и чтецом. Режиссерские работы Баталова тоже имели успех. К сожалению, их всего три. Это экранизации повести Гоголя “Шинель” с Роланом Быковым в ведущей роли и романа Достоевского “Игрок”, где центральную роль исполнил Николай Бурляев. Последней была сказка “Три толстяка” с очаровательной Линой Бракните в роли Суок. А Баталов сыграл канатоходца Тибула и сам выполнял опасные трюки на большой высоте. Для этого он целый год учился ходить по канату.

“Три толстяка” 1966 г.
“Три толстяка” 1966 г.

В конце 60-х актер начал работать на радио, озвучивать фильмы и мультфильмы (например, в знаменитом “Ежике в тумане” он читает закадровый текст). С 1975 года в течение 40 лет Баталов преподавал актерское мастерство во ВГИКе, стал заведующим кафедрой. Кроме того, он активно занимался общественной деятельностью: много лет являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, работал в общественных организациях и фондах. В 2007-м году был избран президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника”.

“Чехов и К°” 1998 г.
“Чехов и К°” 1998 г.

В 90-е Алексей Владимирович сыграл всего в одном фильме — в экранизации рассказов Чехова “Чехов и К°” (1998 г.), снятом к столетию МХАТа, а в 2006-м году завершил свою кинокарьеру в ремейке Эльдара Рязанова “Карнавальная ночь” (камео).

В продолжении читайте о красавице-цыганке, ставшей женой актера и о проблемах с его младшей дочерью