Съемки в морге напугали Марину Неелову

Марина Неелова —одна из самых любимых народом советско-российских актрис театра и кино с очень необычной биографией. Добившись успеха в кинематографе уже в дебютной роли, она только в 42 года обрела личное счастье. Выйдя замуж за дипломата, актриса жила во Франции и Нидерландах, но никогда не уходила из профессии.

Марина Неелова. Фото postila.ru
Марина Неелова. Фото postila.ru

Марина Неелова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде в семье, далекой от творчества. Ее отец — Мстислав Павлович — работал инженером, а мать — Валентина Николаевна, была домохозяйкой. Оба родителя прошли войну (Валентина Николаевна в 18 лет ушла на фронт добровольцем и служила радистом).

С самого раннего детства девочка мечтала о сцене. Уже в 5 лет, под впечатлением от балета “Щелкунчик”, она решила стать балериной, но хрупкое здоровье не позволило ей выдерживать физические нагрузки. А в начальных классах начала заниматься в кружке художественного слова. Школу Марина воспринимала, как бессмысленную потерю своего времени. Вся ее жизнь была сосредоточена на театре и том блестящем будущем, которое ее ждет. Долгое время родители считали увлечение дочери девичьей блажью, но со временем им пришлось смириться с ее выбором.

Наконец, школа осталась позади. Неелова подала документы в ЛГИТМиК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии) на актерский факультет. Она осознавала, что внешне проигрывает “девочкам прекрасным, мальчикам статным”, так как была очень худенькой и невероятно стеснительной девушкой. Но Марина верила в свой талант.

Она была принята кандидатом на курс знаменитых питерских педагогов Ирины Мейерхольд и Василия Меркурьева. Это означало, что полноценной студенткой Марина сможет стать только сдав на “отлично” актерское мастерство в первом семестре. К счастью, ей это удалось.

Окончив институт в 1969-м году, Неелова получила распределение в Волгоградский ТЮЗ, но ехать туда у нее не было ни возможности, ни желания. Скоропостижно скончался ее отец, и Марина не могла оставить в одиночестве маму. Она осталась в Ленинграде.

Удачное начало кинокарьеры

Впервые Марина дебютировала в кино уже на втором курсе в картине “Старая, старая сказка” (1968 г.) у режиссера Надежды Кошеверовой. Она сыграла сразу две роли — принцессы и дочери трактирщика. Вторую главную роль исполнил Олег Даль, который был в то время на пике своей популярности. Когда Далю показали пробу Нееловой (а тогда к мнению звезд режиссеры прислушивались), он сказал: “Надежда Николаевна, кто угодно, только не эта”.

Но Кошеверова поступила по-своему. В процессе работы, юная студентка и прославленный актер подружились (а Марина даже влюбилась в Даля). Актер щедро делился с девушкой своим творческим опытом, но не ответил на ее чувства.

Марина Неелова и Олег Даль. “Старая, старая сказка” 1968 г.
Марина Неелова и Олег Даль. “Старая, старая сказка” 1968 г.

Сразу после окончания ЛГИТМиК, Неелову зачислили в штат киностудии “Ленфильм”. “Сказка” стала для молодой актрисы удачным стартом — ее заметили телезрители и благоприятно оценили критики. Последовало много предложений на роли, подобные ее принцессе — капризных, избалованных девочек. Хорошо, что это амплуа не успело за ней закрепиться.

Вскоре Кошеверова опять пригласила Марину на одну из главных ролей (хозяйка гостиницы) в свой новый фильм “Тень” (1971 г.). Актерский состав был впечатляющим: Людмила Гурченко, Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Георгий Вицин, Сергей Филиппов и т.д. Главную роль опять сыграл Олег Даль. Эта картина просто была обречена на успех!

Марина Неелова и Людмила Гурченко. “Тень” 1971 г.
Марина Неелова и Людмила Гурченко. “Тень” 1971 г.

Переломным моментом в творческой судьбе Марины стала ее работа в психологической драме “Монолог” (1972 г.) у режиссера Ильи Авербаха, где актриса впервые получила возможность проявить свой драматический талант. Кстати, Авербах сначала не планировал приглашать Неелову: она упорно добивалась его внимания, якобы случайно сталкиваясь с режиссером в коридорах киностудии.

Наконец, терпение Марины было вознаграждено: Авербах пригласил ее на пробы и утвердил на роль. Здесь Неелова сыграла профессорскую внучку Ниночку, а роль профессора исполнил знаменитый Михаил Глузский. Практически, со всеми партнерами по съемочной площадке, у Марины складывались самые теплые отношения. А с Глузским они общались, по словам самой актрисы, как настоящие дедушка и внучка.

“Монолог” 1972 г.
“Монолог” 1972 г.

Неелова сыграла во многих замечательных фильмах, самыми любимыми из которых для телезрителей стали “Осенний марафон” (я могу пересматривать его бесконечно), “Фантазии Фарятьева”, “Дорогая Елена Сергеевна”, “Чужая жена и муж под кроватью”, “Ты у меня одна” и т.д.лег Ефремов и Марина Неелова. “Чужая жена и муж под кроватью” 1984 г.

Олег Басилашвили и Марина Неелова. “Осенний марафон” 1979 г.
Олег Басилашвили и Марина Неелова. “Осенний марафон” 1979 г.лександр Збруев и Марина Неелова. “Ты у меня одна” 1993 г.
Олег Ефремов и Марина Неелова. “Чужая жена и муж под кроватью” 1984 г.
Олег Басилашвили и Марина Неелова. “Осенний марафон” 1979 г.лександр Збруев и Марина Неелова. “Ты у меня одна” 1993 г.
Александр Збруев и Марина Неелова. “Ты у меня одна” 1993 г.
Олег Басилашвили и Марина Неелова. “Осенний марафон” 1979 г.лександр Збруев и Марина Неелова. “Ты у меня одна” 1993 г.

На данный момент, ее последняя работа в кино — главная роль учительницы на пенсии в трагикомедии режиссера Владимира Котта “Карп отмороженный” (2017 г.), где актриса cогласилась сняться вместе с Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым (по словам Нееловой, самым шокирующим моментом в этой картине для нее была съемка в морге среди настоящих усопших).

Фильм удостоился нескольких кинопремий, а Марина Мстиславовна получила приз за лучшую женскую роль на 25-м Фестивале Российского кино во Франции (я испытала огромное удовольствие от неувядающего таланта двух великих актрис, чего, к сожалению, не могу сказать о сюжете).

Марина Неелова и Алиса Фрейндлих. “Карп отмороженный” 2017 г.
Марина Неелова и Алиса Фрейндлих. “Карп отмороженный” 2017 г.

Как Неелова попала в театр Современник

Ее театральная карьера сложилась не менее успешно. В 1970-м году Марина вышла замуж за Анатолия Васильева — актера московского Театра на Таганке и начинающего режиссера. Она переехала к мужу в Москву и поступила в труппу Театра Моссовета. Но Нееловой всегда хотелось работать в “Современнике”. Однако попасть туда оказалось совсем не просто.

Как обычно, помог случай. Актриса, играющая в “Современнике” роль Валентины в спектакле “Валентин и Валентина”, ушла в декрет. Срочно требовалось найти ей замену. Театральный критик Виталий Вульф, бывший в курсе этой проблемы, порекомендовал руководству театра пригласить на пробы Неелову (он видел ее игру в спектакле Анатолия Эфроса “Турбаза”).

Марине устроили самый настоящий многоэтапный экзамен. Сначала ее просмотрели актер Константин Райкин и режиссер Валерий Фокин. Затем директор театра Олег Табаков и худрук Галина Волчек. А потом и художественный совет в полном составе. В итоге, Нееловой все-таки доверили роль Валентины.

Театр Современник. Фото iz.ru
Театр Современник. Фото iz.ru

У актрисы началась бурная творческая жизнь на два города: съемки на Ленинградской киностудии и спектакли на сценах двух московских театров. После “Валентины”, актрисе предложили еще несколько ролей в Современнике. Однажды Марина заснула прямо на репетиции от усталости (в мизансцене ей нужно было прилечь на раскладушку). Разбудила ее возмущенная Галина Волчек. Она потребовала, чтобы, Неелова наконец, решила, в каком театре она хочет работать. Марина выбрала Современник. С 1974 года и до сих пор она является актрисой (и уже давно примой) этого театра.

О личной жизни актрисы читайте в продолжении