8,9K подписчиков

За что Семен Фарада объявил бойкот "графу Калиостро"

19K прочитали

Сеня Фердман родился в 1931-ом году в Подмосковье в обыкновенной еврейской семье. Его отец был военным, а мать — провизором в аптеке. В детстве мальчика интересовал только футбол, а взрослея, он увлекся театром. Окончив школу почти на “отлично”, юноша собирался поступать в театральный ВУЗ, но родители единогласно сказали “нет”.

Родители Семена: Лев Фердман и Ида Шуман. Фото adsl.kirov.ru
Родители Семена: Лев Фердман и Ида Шуман. Фото adsl.kirov.ru

Как послушный сын, он подал документы в МВТУ имени Баумана. На одном из экзаменов его откровенно “завалили”. Мать дошла до Министерства образования и добилась для Семена пересдачи. Он стал едва ли не первым еврейским студентом, поступившим в Бауманское училище. Свои мечты молодой человек реализовывал на сцене студенческого театра.

Фото stuki-druki.com
Фото stuki-druki.com

Со второго курса Фердман вполне заслуженно вылетел и отправился служить на Балтийский флот. Там он продолжил заниматься художественной самодеятельностью, а перед увольнением даже получил от высокого командования рекомендательное письмо к Аркадию Райкину. Рекомендацией он не воспользовался: мать убедила его восстановиться в институте. Семен окончил факультет “Энергомашиностроение” по специальности инженер-механик по котельным установкам и 8 лет трудился на этом поприще.

Работу он совмещал с концертной деятельностью. Во время учебы в Бауманском, Фердман поступил в Эстрадную студию МГУ “Наш дом” под руководством Марка Розовского. Слава о ее постановках и вечерах сатиры гремела по всей Москве. Семен проводил в “Доме” каждую свободную минуту и уже не представлял себе жизни вне сцены. Когда студию закрыли, он пошел работать в “Москонцерт”, а затем решил попытать счастья в репертуарном театре.

Передача “Вокруг смеха” 1980 г.
Передача “Вокруг смеха” 1980 г.

В 1972-м году Юрий Любимов, худрук прославленной “Таганки”, принял в труппу сорокалетнего непрофессионального актера. Почти три десятилетия Семен выступал на этой сцене и занимал достойное место среди таких выдающихся мастеров как Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Алла Демидова и т.д.

“Мастер и Маргарита”. Спектакль Театра на Таганке 1976 г. Фото fondlubimova.com
“Мастер и Маргарита”. Спектакль Театра на Таганке 1976 г. Фото fondlubimova.com

В кинематографе Фердман дебютировал в 1967-м году в короткометражке “Каникулы в каменном веке”. А в следующем фильме — “Вперед, гвардейцы!” он появился уже под другой фамилией. Директор студии “Таджикфильм”, где снималась картина, заявил актеру: “Я не напишу вашу фамилию в титрах. У евреев нет союзной республики”. Когда к Семену вернулся дар речи, он возмущенно ответил: “Ну, так придумайте сами какую-нибудь шараду!”. Чиновник не отличался богатым воображением. В титрах появился “С. Фарада”. Здраво рассудив, что с подобной ситуацией столкнется еще не раз, актер решил поменять все документы на Фараду.

“Вперед, гвардейцы!” 1971 г.
“Вперед, гвардейцы!” 1971 г.

Слава пришла к Семену после яркой роли тромбониста в “Гараже” Эльдара Рязанова. С тех пор он постоянно снимался во второстепенных ролях и эпизодах. Актер, обладающий прекрасным чувством юмора, шутил, что ему пора менять фамилию на “Эпи-заде”. Тем не менее его комедийные персонажи пользовались огромным успехом у телезрителей. Достаточно вспомнить гостя с Юга из “Чародеев” (кстати, фраза “кто так строит?” родилась у самого Фарады после того, как он заблудился в коридорах “Останкино”). Или слугу Маргадона из “Формулы любви”.

“Чародеи” 1982 г.
“Чародеи” 1982 г.

Эта комедия дошла до нас не в том виде, как ее задумывал Захаров: в середине съемок Нодар Мгалоблишвили (граф Калиостро) сломал ногу. Он сидел в своем номере у открытого окна и пел под гитару. Мимо проходила дама, наградившая певца аплодисментами. Не раздумывая, 53-хлетний актер выпрыгнул из окна второго этажа и склонившись перед изумленной поклонницей, поцеловал ей ручку. На следующий день любитель красивых жестов предстал перед коллегами с загипсованной ногой.

Нодар Мгалоблишвили и Семен Фарада. “Формула любви”. 1984 г.
Нодар Мгалоблишвили и Семен Фарада. “Формула любви”. 1984 г.

Режиссеру пришлось на ходу переделывать сценарий и выбрасывать целые сцены. Больше всех при этом пострадали “слуги” — Фарада и Александр Абдулов (Жакоб). Они объявили Нодару бойкот, который поддержали все актеры. Однако картина удалась несмотря на все препятствия.

Александр Абдулов и Семен Фарада. “Формула любви”. 1984 г.
Александр Абдулов и Семен Фарада. “Формула любви”. 1984 г.

В конце 80-х у Семена начались серьезные проблемы с сердцем. Врачи настойчиво советовали ему оставить профессию, но актер активно снимался еще 7 лет. Среди множества ролей сыгранных в тот период, Фарада ценил только одну: портного Хаймовича в трагикомедии “Попугай, говорящий на идиш”. Это была единственная драматическая роль актера и он считал ее лучшей из своих работ.

“Попугай, говорящий на идиш” 1990 г.
“Попугай, говорящий на идиш” 1990 г.

В последний раз он появился на экране в образе врача в музыкальной сказке “Бременские музыканты” в 2000-м году. В качестве режиссера картины выступил Абдулов. В тот же год Семена Львовича свалил тяжелый инсульт, поставивший точку в его карьере.

О личной жизни актера читайте в продолжении "Большая еврейская семья Семена Фарады: 3 хозяйки на одной кухне"