Казачья свадьба. Ч. 6

А на следующий день происходила раздача каравая. «Отец-мать, благословите каравай внести и молодых ввести!», — обращался дружка к родителям. В горницу торжественно входили молодые с блюдом, на котором возвышался пышный, разукрашенный каравай. Со сло-вами: «Сыр-каравай принимайте, а молодых одаряйте, наши молодые нанове, им много надобно», дружка подводил молодых к отцу с матерью. Те провозглашали свои подарки: отец сыну — коня с седлом на службу, а мать — телку или корову в хозяйство. Затем каравай разносили гостям, и каждый одаривал молодых.

Дружка, свашки, завершив свое дело, сдавали молодых родителям, просили не обижаться, если что не так. Их благодарили, наделяли подарками. Молодые благо¬дарили всех участников свадебного пира, прощались, но гулянье после этого могло продолжаться еще неделю, в течение которой молодая пара посещала родственников, знакомых. Это называлось ходить по сабе.

Так играли свадьбы на Дону. Но в каждом хуторе и станице были свои особенности. В некоторых местах дружку и всех должностных лиц выбирали сразу после рукобития и сводов. В станице Ярыженской существовал обряд угадывания невесты. Когда жених входил в горницу за невестой, он должен был узнать ее среди сидящих на лавках девушек в одинаковых платьях и накрытых одинаковыми платками.

По-разному завершались свадьбы. В станице Верхне-Курмоярской перед окончанием свадебных пиршеств происходил обряд разжалования молодых. Дружка н гости говорили: «Ну, вы теперь не князь и не княгиня, берись ты за вилу, а ты — за рогач». Потом дружке и сва¬хе говорили: «Ты теперь не дружка, а ты не сваха». И те снимали с себя полотенца и клали в карман. В некоторых местностях существовал обряд тушения пожара. Он состоял в том, что на стол ставили горшок вверх дном, в тарелку наливали водку, мочили в ней платки и зажигали их, а горшок разбивали.

Бывало и так, как рассказывал этнограф М. Харузин в своей книге «Сведения о казацких общинах на Дону», изданной в 1885 году в Москве: «Весной на Красной горке, во время разлива Хопра, четырем семь'ям из ближайшего хутора нужно было переправиться в станицу на свадьбу. Свадебный поезд подъехал к бушевавшему Хопру. Стали махать на другую сторону. Станичники, поняв, в чем дело, пошли к священнику. Тот приказал дьячку забрать требы, аналой, венцы и отправился с ним на берег Хопра. Жених и невеста на одной стороне, священник и родня — на другой. Запели «Исайя, ликуй», махнули в ту сторону платком — молодые пошли вокруг телеги, а батюшка в сопровождении двух казаков с венцами в руках — вокруг аналоя. Кончили пение и чтение и дали знак поцеловаться. Поздравили новобрачных и закутили по обе стороны реки».

Новак Л., Фрадкина Н. Как у нас-то было на тихом Дону: Историко-этнографический очерк. Ростов-на-Дону, 1985.

Начало здесь:
Казачья свадьба Ч. 1
Казачья свадьба Ч. 2
Казачья свадьба Ч. 3
Казачья свадьба Ч. 4
Казачья свадьба Ч. 5