Чугайстер - пожиратель мавок

30 June 2018

Навки-мавки присутствуют в мифах многих славянских народов. А вот их антагонист - Чугайстр - есть только в украинских Карпатах.

Чугайстр, Чугайстер, Чугайстрин, Чугай - это огромного роста существо, напоминающее человека. Он густо покрыт шерстью, глаза голубые - такой себе карпатский Йетти. Его также называют Дед, Ночник, Лесной человек.

Происхождение Чугайстра

У этого персонажа множество особенностей, будто собранных от других мифологических существ. Вероятно, Чугайстер - это отголосок языческих верований. Вполне возможно, что он своеобразное перевоплощение древнего славянского бога Велеса, - на эту версию наталкивают сказания о его способностях.

Говаривали, что Чугайстер - это заколдованный мужик. Другие утверждали, что он - предок-охранитель. Многое в его чертах все же указывает на то, что он является потусторонним существом.

В целом он имеет нечто общее с ветром, медведем, змеем, лешим, домовым, Бабой-Ягой... Однако не похож ни на кого из них.

Имя существа, скорее всего, идет от специфической верхней одежды, называемой "чугой", "чуганей", - она выглядит как овечья шкура с длинной шерстью. Другие версии происхождения имени: журавль (гайстр), казацкие сторожевые башни (чуги), проточины в камнях (чугила).

Охотник на мавок

Чугай выполняет функции своеобразного охранника леса, а также его гостей - людей. Он охотится на мавок - выследив эту нечисть, он настигает ее, разрывает надвое и поедает.

Мавки (навки, нави) - мифические существа, нечистая сила. Предстают в образе девушек с бледной кожей, у которых нет спины - сзади у них нет ни кожи, ни мышц, ни даже ребер, и можно увидеть внутренности. Потому мавки никогда не поворачиваются спиной к человеку, а лишь пятятся. Они заманивают юношей и мужчин в опасные места, где те погибают. Считается что мавка - это неупокоившийся дух девушки или женщины, умершей неестественной смертью. Самой частой жертвой мавок становятся вдовцы либо женихи, которых смерть разлучила с возлюбленной.

Но мавки могут навредить практически любому мужчине. Чугайстр же словно патрулирует лес, вычисляя и уничтожая мавок. Иногда юноша желает спасти свою любимую (уже навку) от Лесного человека. Единственный способ задержать Чугайстра, отвлечь от погони - предложить ему потанцевать. Однако это очень опасная забава - так как никому не под силу перетанцевать Чугайстра, а от ритма, которой он задает, можно запросто умереть. Хотя хорошего танцора Дед может и наградить.

Другая деятельность и особенности Чугайстра

Примечателен этот персонаж еще и тем, что может повелевать лесными зверями. Они выполняют его поручения, а он же в какой-то мере берет на себя роль их "пастуха". Однако, в отличие от Лесной Девы, Чугайстер не воспрещал людям охотиться в лесу. Наоборот, считалось, что так называемые "мужские" дни (понедельник, вторник, четверг), когда "дежурит" Чугайстр, благоприятны для охоты.

Лесной человек оберегал людей не только от нави, но и от явных угроз - мог предупредить о нападении зверя либо самостоятельно остановить его.

Чугайстер любит не только танцевать, но и петь, причем сильно шепелявит. Исходя из этого считалось, что Дед уже совсем стар и зубов у него нет, а потому и подношения ему старались оставлять мягкие (кулеш, бануш). Хотя эта беззубость противоречит основному промыслу Чугайстра - как же он без зубов мавок поедал? С другой стороны, навка - это, скорее всего, не совсем материальное существо, так что, возможно, Чугайстер поедает не тело, а злой дух.

Рост Лесного человека настолько велик, что он может улечься у костра, полностью сомкнув тело вокруг огня (ватры). Так он и спал, одновременно греясь.

Чугайстр помогает выбраться из леса, а порой даже помогает несправедливо притесняемому и может покарать обидчика того человека, который ему пожаловался. Также гуцулы считали, что чуть ли не всем ремеслам людей обучил Чугайстр и по-прежнему помогает тем, кто еще не овладел мастерством, но проявляет старание.

Нельзя сказать, что Дед-Ночник полностью позитивный персонаж. При всей свой веселости он крайне строг - и может наказать за провинность. В частности Чугайстр очень переживает насчет запасов воды. Он, словно ветер, может проникать через дымоход в дом и если не обнаружит в хозяйстве достаточно воды про запас, похищает из хаты ребенка, которого в дальнейшем растит самостоятельно, подготавливая себе смену.

В лесу не положено было свистеть - дабы не потревожить и не прогневить Чугайстра. По поверьям, он мог снять свою ногу и рубить ею деревья. И пусть Лесной человек считался преимущественно положительным персонажем, но все же оставался грозным и сверхъествественным, а потому желательно было иметь при себе соответствующий оберег - топор. Люди верили, что просто взяв с собой топор можно не только избежать немилости, но и выведать при случае у Чугайстра свое будущее.

Наиболее известное упоминание о чугайстрах в художественной литературе - "Тіні забутих предків" Михаила Коцюбинского (1912 г.). Есть также одноименный фильм 1965 г.

Костюмы, напоминающие описание Чугайстра можно увидеть на традиционном болгарском празднике Кукер.

Елена Виверица для сообщества "Славяне"