Вольга Всеславович или первая палеолитическая война.

10.03.2018

Это не совсем обычная статья, в ней мы попытались используя данные антропологии и религиоведения посмотреть на былину о Вольге с несколько неожиданной стороны. Но для начало необходимо сделать несколько примечаний.
В дописьменную эпоху важнейшую роль в культурной жизни любого этноса играет устное народное творчество. Современному человеку трудно поверить, но еще в начале прошлого века в деревнях можно было встретить сказителей и сказительниц которые помнили наизусть тысячи текстов, разнообразных сказок, преданий, песен и приговоров. Особое место среди всех видов устного народного творчества занимали былины. Русские былины это произведения эпического жанра, который своими корнями уходит в глубины истории человечества. Тысячелетия назад долгими темными ночами наши предки сидя у огня зачарованно слушали длинные сказания о деяниях предков рассказываемые или напеваемые особым человеком. Былины как эпические произведения имели ряд своих особенностей, к примеру свою условную историчность. Имеется ввиду то что исторические события описываемые в былинах как правило достоверны(походы татар или половцев на Киев), однако обстоятельства описываемые в этих произведениях имеют сугубо художественный характер. Эпос - героическое повествование подразумевает то, что в произведениях этого жанра речь идет о воинах, описываются их героические похождения, поэтому героями русских былин были богатыри - выдающиеся своей силой и умениями воины. Главными персонажами наших былин являлист такие богатыри как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович однако особое место в этом ряду занимают былины о Вольге Всеславовиче.
Но для начала вкратце перескажем содержание былин про Вольгу. Всего существует одиннадцать записанных песен про которые дошли до нас, все они не существенно отличались друг от друга, сохраняя общий сюжет. Используя эти песни ученым удалось восстановить приблизительный первоисточник. Начинается былина про Вольгу или Вольху(а именно так он был записан Киршей Даниловым, составителем сборника древнерусских стихов) с обстоятельств его зачатия. Марфа Всеславовна случайно наступила на змея, и он обвив ногу проник в неё, от чего она понесла. В момент рождения земля затряслась, на море поднялась буря и подул сильный ветер, что подчеркивает тот факт что родился не обычный человек. С детства он проявил свою героическую сущность, в три года попросил мать не пеленать его а надеть в латы и дать булаву. В семь лет он обучился грамоте, в десять обучился обращаться в сокола, волка и тура. В 12 лет начал собирать дружину и в 15 лет закончил собирать. Собрав дружину Вольха обращается к дружинникам с тремя просьбами(наловить птиц, наловить рыб и добыть зверей) но все три раза дружинники не справляются, и Вольха сам ловит птицу, рыбу и загоняет зверей. Отпировав с дружинниками Вольха спрашивает кто для него узнает что думает о Руси индийский (по другим версиям монгольский или турецкий) царь? Никто не вызвался и тогда Вольха сам отправляется в индийскую землю и обратившись в птицу у окна подслушивает разговор индийского царя со своей женой, в котором он делится с ней планом нападения на Русь. Услыхав про это Вольха обращается в горностая и перегрызает тетиву у луков индийских воинов, и подгрызает стрелы а сам вернувшись в дружину идет в поход на индийскую землю. Прибыв в индийскую землю, чтобы проникнуть за городские стены Вольха обращает свою дружину в муравьев, и они оказавшись за стеной вновь обратились в воинов и перебили не ожидавших индийских воинов. А сам Вольха убивает индийского царя и берет себе его жену. После чего отправляет дружину ходить по индийской земле и перебить стар и млад, а девушек брать в жены. В конце былины он одаривает своих дружинников стадами домашних животных отобранных у индийских мужчин.
В чем главные отличия этой былины от других русских былин? Первое это сам персонаж Вольха, что происходит от слова Волхв, волхвами на Руси именовали жрецов или колдунов, проводивших различные сакральные ритуалы. Он обладает способностью превращаться в различных зверей и птиц, и на этом необходимо остановиться подробнее. В былине Вольха превращается в сокола, горностая и серого волка. Ключевой фигурой здесь, на наш взгляд, является именно волк. Дело в том, что по мнению франко-американского ученого исследователя религии и мифов Мирчи Элиаде, сюжет с обращением человека в волка и наоборот в фольклоре различных народов, это память об особой иннициатической практике, ритуала в ходе которого мальчик становился мужчиной-вином. Человек отказывался от всех своих человеческих качеств, и превращался в сильного опасного и быстрого хищника, не в физическом плане, а в плане сознания, в реальности он лишь одевал шкуру волка, а менялась его суть. Берсерки викингов отголоски той практики, воины обуянные боевым безумием, неистовые в своей ярости в медвежьей шкуре. Такой ритуал по мнению ученого был свойственен всей индоевропейской общности из которой выделились славяне. То есть вероятнее всего в былине первоначально Вольха обращался в волка, и это было описанием этого ритуала, а когда практика ушла из общества, в былину были добавлены превращения и в другие существа.
Следующей отличительной особенностью является несвойственный остальным русским былинам, явно не справедливый характер войны, которую вел Вольха. По единодушному мнению специалистов филологов, эпизод с подслушанным разговором индийского царя со своей женой, в котором он высказывает свои злые намерения относительно Руси позднейшая вставка. Более поздние авторы, когда в народе уже начало формироваться морально-нравственное чувство, добавили причину для нападения на Индию Вольхи и его дружины. Однако же за одно лишь намеренье не слишком ли с высока плата, чтобы как поется в былине: "Ходите по царству Индейскому, Рубите старова, малова, Не оставьте в царстве на се́мена..."? Ученые филологи не могут объяснить почему в народной песне описана такая жестокость, некоторые толковали это таким художественным преувеличением. Однако то что не могут объяснить филологи, могут объяснить антропологи. Ученый специалист по палеолитическим сообществам Джеральд Уилер писал что в первобытных племенах было два типа войны. Первый тип - война с соседними племенами, это было строго регламентированное мероприятие. Дрались по правилам, лежачего не били и вообще не добивали, потому такие конфликты как правило заканчивались с минимальным количеством жертв. Но периодически мужчины собирались в компании и уходили далеко от своей территории, за 150-200 километров, находили племя, нападали на него исподтишка, убивали всех мужчин и детей, а женщин забирали себе, это и был второй тип первобытных воин. Собственно именно такой военный поход и описан в былине о Вольхе. Фактически это история про древнего военного вождя-шамана, предводителя охотников-воинов, который совершил успешный поход в очень дальние земли, а потом этот поход был воспет в былине. Конечно точную датировку появления этой былины мы восстановить не можем, однако тот факт что первоначальный текст основным своим сюжетом относится к периоду палеолита очевиден.
Таким образом былина о Вольхе древнейший славянский литературный памятник в котором была описана палеолитическая война, и когда филологи говорят о старинном происхождении этой народной песни, они сами не понимают насколько действительно древней она является.
Из тьмы веков палеолита посредством этой былины с нами говорят наши древние предки.