Только русский, только Су-27: почему Китай предпочитает российские истребители КБ Сухого

10.03.2018

Соединенные Штаты стремятся доминировать на международном рынке вооружений. Ведь это не только дополнительные поступления в бюджет, но и распространение своего влияния на страны, закупающие оружие из США. Вот только далеко не все согласны покупать продукцию американского ВПК.

Авторитетный американский журнал The National Interest задался вопросом, почему Китай, несмотря на имеющийся в мире выбор боевых самолетов, неизменно отдает предпочтение марке Су. Казалось бы, страна, которая чуть больше года назад последней закончила производство клонов советского МиГ-21 (выпускался в Китае под названием J-7) могла бы проявлять больший интерес к другим машинам этого КБ.

Надо сказать, что и в СССР думали приблизительно так же, поэтому, во времена потепления советско-китайских отношений, когда к власти пришел Горбачев, китайцам предложили закупить новейшие истребители МиГ-29, однако китайцы уперлись. Только Су-27.

Причин такого решения было сразу несколько. Во-первых, значительно больший боевой радиус тяжелого истребителя Сухого. Как следствие — большие возможности по носимому вооружению. Во-вторых — электродистанционная система управления. На тот момент все МиГ-29 обладали обычным гидравлическим управлением, и руководство Поднебесной резонно решило, что более компактные китайцы будут испытывать сложности с управлением этими машинами.

Ну и в-третьих, представители НОАК уже тогда разглядели в Су-27 огромный потенциал для дальнейших модернизаций. Китайцы научили свою лицензионную копию российского истребителя, выходящую под названием J-11, использовать различные имеющиеся у НОАК боеприпасы, включая американские мелкокалиберные бомбы. На базе Су-27 были созданы различные модификации, включая самолет-постановщик помех, разведчик, и т.д.

В современных J-11 и его дальнейших модификациях уже почти не осталось родной авионики, пересмотрены многие узлы и механизмы. Вот только двигатели китайцам так и не дались. Не получается у специалистов Поднебесной обеспечить необходимый моторесурс, как ни крути. И даже покупка новейшего Су-35 не помогла разобраться в секретах российских двигателей.

Впрочем, китайские ученые не отчаиваются, когда-нибудь они доведут до ума свои собственные движки. Ну а пока Китай будет продолжать закупать Су-27 и самолеты, созданные на его основе.