Культур-мультур. Театр. Амстердам.

15.05.2018

В театре бываю редко. После посещения одной классической (как я думал) постановки много лет назад, решил, что театральное искусство для меня умерло. Не готов был я к модному прочтению одной из известных пьес. Но потом попал на "Мастера и Маргариту" в театр на Юго-Западе, и вера в театр начала возрождаться. Но все как-то не получалось приобщаться регулярно. Да и к классике в театре привык что-ли, нового ничего не хотелось, ну, а многие завзятые театралы вокруг уже начали поговаривать, что я - типичный ретроград, а театральное искусство идет вперед вместе с прогрессом и новыми глобальными веяниями, развивается. А я - нет. Знающие люди подсказали, что, чтобы прочувствовать вектор этого самого прогресса и развития в театре, надо начинать постепенно погружаться в эту сложную для такого, как я, атмосферу. Зазывали в Гоголь-центр. Я не поддался.

И долго советовали сходить на спектакль "Амстердам" от "Современника", где, по их словам, этих веяний - полно. Забегая вперед, хочу сказать, что спектакль не про новые веяния, классическое там все. С элементами, конечно же. Ставит его "Современник" в рамках своих "Сезонов на Яузе". Вся Москва уже посмотрела, знаю. Но мне надо было собраться с духом, плюс - уговорить кого-то из родных меня сопровождать, один опасался. Наконец-то звезды сошлись.

Мы всей семьей отправились (жена, сын и я).

Надо сказать несколько слов о том, где все это было. А происходило сие действо во "Дворце на Яузе", где, как и было сказано выше, "Современник" развернулся. Последний раз я там был в 1988 году, когда он еще назывался ДК МЭЛЗ, на премьере "Ассы" Соловьева. С тех пор многое в здании изменилось. Снаружи оно осталось прекрасным образцом сталинского ампира, вылизанным, с большим количеством зелени во внутреннем дворе. Видно, что дела идут хорошо. Внутри - недешевый ремонт, четко организованный досмотр, много тетечек, которые вежливо и подробно объяснили куда ходить, куда не ходить, чистые туалеты и неплохой буфет. Зал большой, богато оформленный, освещение - красивое, с впечатляющей люстрой. Богатый, я бы сказал, зал. Места у нас были прекрасные, мы были готовы.

В зале был биток. То есть зал был полный, и публика была очень разная. Сказать, что на этот спектакль ходят только рабочие или только олигархи, было бы неправильно. Вот подошла пара. На ней - как минимум двухкомнатая квартира в виде сережек, кулончика и колечек, на нем - часики непростые. Недалеко присели студенты, а вот уже и дама в платье с красивыми маками и мужем с легко узнаваемой аккуратной стрижкой. О, рядом еще такой же, но потолще, видимо полковник или даже генерал. Две небольшие группы (разные) женщин замершего возраста с видом завзятых театралок, у некоторых были даже бинокли. Вообщем, публика разношерстная, но все нарядные, видно, что люди ожидают праздника, очень приятно ощущать такое настроение зала.

Представление началось.

Те, кто ждал, что это будет "трэш-комедия-ржака", наверное, за этим и шли. Они не прогадали. И действительно было очень смешно. Но мне искренне жаль тех, кто шел только за этим.

Те, кто ругал данную постановку за гомофобию, вызывают удивление, так как понятно, что они никогда настоящей матерой гомофобии и не нюхали, потому как постановка скорее наоборот, да и про другое она вовсе. Монолог Долорес во втором акте направлен на то, чтобы попытаться донести до консервативного зрителя главный конфликт, который возникает на стыке разных по сути своей культур (и в реальной жизни будет дальше возникать, это вряд ли заборется когда-либо на нашем веку) - попытка понимать и уважать жизненные принципы друг друга. К чему, кстати, призывает его и главный герой с совершенно противоположными взглядами. Никакой гомофобии нет. Нормальный диалог.

Те, кто кричит про попрание скреп и пропаганду всякого, скорее всего найдут много моментов в спектакле, о которых будут с негодованием рассказывать позже. Но вряд ли соглашусь, что истинно верующих в самые правильные скрепы, данная постановка собьет с пути единственного и светлого. Есть несколько шуток на грани, парочка пошловатых, но все обыграно великолепно, нет шутки ради шутки, все к месту. Да и концовка могла бы быть жестче для таких граждан, видимо автор пожалел особо ранимых.

Действо происходит вокруг извечного конфликта отцов и детей. И не только. Спектакль про семью, про любовь. Про базовые и важнейшие ценности. Я очень много смеялся (а при просмотре чего-либо, даже тупых американских комедий, я смеюсь очень редко), но спектакль еще и необычайно грустный. Грустный от того, что перед моими глазами на сцене промелькнули образы очень многих моих знакомых, которые пережили похожую ситуацию, некоторые сцены были как-будто взяты из их жизни способом "вырезано-вставлено", вплоть до диалогов. У меня возникло ощущение, что Галин (автор пьесы) просто был свидетелем аналогичных событий в реальной жизни и создал свое произведение в стиле акын (мой любимый, кстати): что увидел, то и записал. Мы с женой периодически наклонялись друг к другу и говорили:

- Это же старина ХХ!!

- Ага, и жена его один в один!

Некоторые моменты мне не понравились, связано это с моим видением ситуации в стране, но более либерально настроенная общественность будет в восторге.

Михаил Ефремов прекрасен.
Михаил Ефремов прекрасен.

Главного героя играет Ефремов. Играет великолепно, шутит атомно, в роль олигарха-казака вжился натурально. Так называемая "правда переживаний" - вот она, ты веришь сразу, с первых минут. И до конца спектакля тебя не отпускает ощущение, что ты подглядываешь из соседней комнаты за своими знакомыми. Опять же, перед глазами постоянно стояли те самые приятели, я о них говорил выше, некоторые фразы которых, интонации и моторику каким-то неведомым образом Ефремов умудрился где-то скопировать и показать нам. Исповедь в конце второго акта - как будто побывал в святых девяностых.

Артист, играющий Долорес, очень хорош. Блин, я не в плане внешности, я не ценитель мужской красоты! Но очень уж он ловкий, плюс оголтело и умеючи скакал на каблуках - моё почтение. Прекрасный монолог во втором акте, пластика, смешно поставленный акцент, отличная игра вторым номером с Ефремовым, на эпизоде с рингтонами - до икоты.

Остальные персонажи так же играют очень достойно, но всё действо крутится вокруг главного героя и Долорес (очень яркий персонаж). Кроме Ефремова и сыграть-то вряд ли кто сможет. Сын говорит, что Бурунов, неплохо бы смотрелся, но роль не только комедийная, но и серьезная, так что наверное вряд ли.

Вообщем, не мастер я театральных обзоров. Идите и смотрите сами!

Всем, кто поспособствовал на тему посещения данного мероприятия - огромное спасибо, с меня причитается.

Резюме: идти обязательно, если есть взрослые дети - вместе с ними (18+)

Весь Культур-мультур