История Красного моста

1,9K full reads

Привет, друзья! 😃

Гуляя по Петербургу, вдоль каналов и рек мы не особо задумываемся сегодня, что многие из этих маленьких мостиков когда-то были подъемными. Как вот этот вот белый. 😉

Красный мост. Личный фотоархив.
Красный мост. Личный фотоархив.

Я не оговорился. Просто когда-то мост был именно белым. Как и многие мосты в Петербурге.

Но давайте по порядку:

Согласно историческим документам, интернетам и экскурсиям, первый деревянный мост здесь появился в 1717 г., а в 1737 г. под руководством голландского плотничьего был наведен деревянный "разводной" мост. Пока именно разводной, а не подъемный.

Вид на Красный мост через чугунные перила. Личный фотоархив.
Вид на Красный мост через чугунные перила. Личный фотоархив.

Кстати, звали плотничьего Ха́рман ван Бо́лос. Доводилось слышать об этом персонаже? Скорее всего нет, я тоже впервые о нем узнал только тогда, когда изучал историю моста, хотя в Петербурге он был вполне известен и сделал много чего.

Механизм "развода" был очень интересен.

По сути мост был просто построен с щелью посередине. А ширина щели была 70 сантиметров. Само судно спокойно проходило под мостом, а щель необходима была для того, чтобы могла пройти мачта.

Ведь ее не снимешь, не сложишь.

На Неве. Гравюра.
На Неве. Гравюра.

Большие корабли по реке не ходили. По гравюре хорошо понятно, о каких мачтовых судах на Фонтанке идет речь.

При желании, "разведенный" мост можно было просто перепрыгнуть. Без шуток. Семидесятисантиметровая щель - не препятствие даже для подростка.

В наведенном состоянии щель закрывалась специальными щитами и по мосту могли идти лошади, передвигаться экипажи и так далее.

Красный мост с другой стороны. Личный фотоархив.
Красный мост с другой стороны. Личный фотоархив.

Так а что там с красным-белым?

Изначально мост был выкрашен белой краской. И никакого называния не имел, называли его по цвету. Потом появился еще один белый мост, потом где-то появились белые здания, все начинает сливаться и путаться. Позднее мосты стали красить в разные цвета. В 1778 г. мост был окрашен в красный цвет, да так с таким названием и остался.

Красный мост. Современный вид. Обратите внимание, что красным выкрашена не только решетка, но и перила со стороны проезжей части. Личный фотоархив.
Красный мост. Современный вид. Обратите внимание, что красным выкрашена не только решетка, но и перила со стороны проезжей части. Личный фотоархив.

Интересен не только мост, но и его создатель.

Ха́рман ван Бо́лос практически не фигурирует на слуху. Однако, прибыв в 1711 по контракту в зарождающийся город, голландский плотничный внесет определенный вклад в формирование как облика будущей столицы, так и некоторых инженерных решений.

Вид на мост в 1820-е года. Рисунок из интернета.
Вид на мост в 1820-е года. Рисунок из интернета.

Свои разводные мосты он строил всегда с центральным пролётом для прохода судов. Пролёт приводился в действие коромыслом с балансиром и был полностью собран из дерева.

Фонарь на Красном мосту. Личный фотоархив.
Фонарь на Красном мосту. Личный фотоархив.

Такая конструкция удовлетворяла правилам, принятым в то время, а главное - обеспечивала очень быстрый развод моста, т.к. никакого расписания тогда, разумеется, не было.

Современный вид на мост. Личный фотоархив.
Современный вид на мост. Личный фотоархив.

Вот список объектов, к которым голландец приложил руку:

В 1737 г так же построил Синий мост (который самый широкий и о котором будет наша следующая публикация).
Шпиль Исаакиевской церкви.
Шпиль на здании адмиралтейства.
Перестройка Аничкова моста.
Шпиль Петропавловского собора.
Большой Конюшенный мост через Мойку и многое другое.

Вид на Красный мост с Синего моста. Про Синий мост в следующий раз. Личный фотоархив.
Вид на Красный мост с Синего моста. Про Синий мост в следующий раз. Личный фотоархив.

Но мы с вами все это время говорили про старый деревянный мост. А сегодня, как мы заметили, он каменный и чугунный.

Красный мост. Личный фотоархив.
Красный мост. Личный фотоархив.

Переделан мост был в самом начале 19-го века. К его переделке приступили в 1808 году, а закончили только в 1814.

Все вопросы к Наполеону, которому вздумалось в этот промежуток времени завоевать Россию и из-за действий которого стало, мягко говоря, не до переделки моста.

Наполеон свои амбиции не реализовал, а к 1814 году мост был завершен. Именно тогда он стал типовым однопролетным, а сам мост украсили чугунные перила.

Красный мост. Личный фотоархив.
Красный мост. Личный фотоархив.

Если любоваться мостом с расстояния, то выглядит очень красиво, без сомнений.

Вблизи же сразу заметно, что решетка уже устала от жизни и требует обновления.

Строительством нового моста руководил инженер В. И. Гесте. Он активно продвигал идею строительства типовых чугунных мостов. Сам по себе чугун хрупкий, но совершенно не воспринимает растягивающие нагрузки.

Перила Красного моста. Личный фотоархив.
Перила Красного моста. Личный фотоархив.

Им была внедрена технология промышленного производства унифицированных чугунных частей типовых мостов (по сути из чугунных ящиков, скрепленных болтами). Технология была опробована, показала себя работоспособной и под наблюдением инженера появляются совершенно новые чугунные мосты.

После Великой Отечественной Войны чугунные конструкции заменили на стальные арочные, но при этом исторический вид моста был полностью сохранен, хотя обновлялись как чугунные решетки, так и небольшие перила со стороны проезжей части (есть на фото выше).

ТТХ моста (вдруг кому интересно):

Длина 42 метра.

Ширина 16,8 метра.

Очень надеюсь, что познакомиться с мостом вам было интересно, а детальные фотографии дали возможность визуально познакомиться с мостом тем, кто не имел удовольствия увидеть его вживую.

Оставляйте лайк и до новых встреч!