127 731 subscriber

Как православие относится к психологии? Объясняют священники.

3k full reads
5,9k story viewsUnique page visitors
3k read the story to the endThat's 51% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Случалось, что в комментариях к публикациям некоторые люди высказывались о психологии, как о чём-то страшном, злонамеренном зловредном и неприменимом. Ниже мы приводим мнения священнослужителей, касающихся возможностей психологии и психотерапии.

Андрей Ткачёв — протоиерей, писатель, проповедник, телеведущий, блогер.
Андрей Ткачёв — протоиерей, писатель, проповедник, телеведущий, блогер.

Андрей Ткачев, протоиерей:

Один мужчина как-то спросил меня: «Почему все священники недооценивают возможность психотерапии? Мой психотерапевт спас мне жизнь в буквальном смысле слова и привёл меня к Богу».

Я не сказал бы, что все священники недооценивают возможность психотерапии. Другое дело, что большинство священников с трудом понимают, что такое психотерапия, каковы её возможности и какова область её применений.

Ничего удивительного в этом нет. Священнослужитель — это не Бог, это человек, он не может знать всё. Он не может разбираться и в литературе, и в компьютерах, и в детской психологии, и в математике, и психотерапии. Но я уверен, что есть много священников, которые образованы и в этой области.

Мне случалось общаться с небольшим кругом верующих психологов. Это, конечно, не врачи — психотерапевты. Это несколько другое. Они способны оказать реальную психотерапевтическую помощь людям, страдающим от своих проблем. Они помогают и в вере утвердиться. И некоторые механизмы душевных движений объясняют на языке веры. Мне приходилось это видеть. Ничего плохого про это сказать не могу.

Игорь Сильченков — иерей, проповедник, миссионер.
Игорь Сильченков — иерей, проповедник, миссионер.

Игорь Сильченков, иерей:

Психология переводится, как наука о душе. Но в науке психологии даже понятия такого нет, что такое душа. В психологии и психиатрии есть такие понятия, как «ид», «эго», «супер-эго». А где там душа? Где там бессмертная душа?

Мне кажется, что это ложное учение. Лжеучение. Это моё личное мнение, богословское.

Лучше в церковь ходить. Но, если в церковь человек не ходит, то пусть хотя бы сходит к психологу. Есть православные, воцерковлённые психологи.

Димитрий Смирнов (1951-2020 гг.) — священнослужитель, церковный и общественный деятель.
Димитрий Смирнов (1951-2020 гг.) — священнослужитель, церковный и общественный деятель.

Димитрий Смирнов, протоиерей:

Что касается психотерапии… Во-первых, известный врач Зигмунд Фрейд именовал себя адвокатом сатаны. Во-вторых, он был магистром масонской ложи Австрии. В этом смысле человек был весьма далек не только от православия, но и от христианства вообще. В силу этого созданная им методика несла в себе следы первоисточника. Это уже потом его последователь Карл Юнг многое что исправил в психоанализе, что явилось благом.

Есть такие технологии, которые могут непосредственно воздействовать на душу человека. Это очень мощное влияние со стороны психотерапевта. И если психотерапевт недобросовестный или вызывает сомнения, то лучше к нему не обращаться. Есть определенная опасность.

Если же врач себя позиционирует, как православный и верующий — это другое дело. Должна быть уверенность в его нравственной безукоризненности. Вот в чём дело.

Это как топор. Он может быть орудием в руках мясника, который хорошо разделывает тушу. А может быть орудием для разбойника.

В работе священника бывают такие случаи, когда, кроме как к психотерапевту, своего заболевшего прихожанина отправить некуда. И я тоже несколько раз прибегал к этому. И в некоторых случаях это было весьма удачно.

Григорий Григорьев — протоиерей, психотерапевт, психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор, заслуженный врач РФ, проповедник.
Григорий Григорьев — протоиерей, психотерапевт, психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор, заслуженный врач РФ, проповедник.

Григорий Григорьев, протоиерей:

Церковь — это место, где совершаются церковные таинства. Таинства святого причастия, таинство крещения, таинство венчания, таинство соборования, таинство елеосвящения…

И Церковь не может заменить психологию, психиатрию и медицину. Потому что никогда такой компетенции у священников не будет. Да, бывают отдельные батюшки, которые имеют дар Божий сострадания и сопереживания, и являются великими врожденными психотерапевтами, психологами и психиатрами. Но это чрезвычайно редкое явление.

И также психология, психотерапия и психиатрия не могут заменить церковные таинства, где восстанавливается дух человека. Например, во время таинства причастия сам Господь входит внутрь человека.

Поэтому никогда не будет здесь никакой конкуренции, будет только соработничество. Потому при таком повальном росте нервно-психических заболеваний, который происходит сейчас, всегда будет нехватка священников, психиатров, психотерапевтов и психологов.

И здесь необходимо именно соработничество, когда врач и психолог лечат тело и отчасти душу, священник — душу, а Господь — дух. Это очень сильно помогает больному человеку.

Я вижу это как соработничество. А не как попытку сделать всех священников психиатрами или всех психиатров — священниками. Хотя, как я уже сказал, могут быть исключения. И это не должно быть правилом.

Ещё статья: Можно ли православным заниматься йогой? Объяснил священник Димитрий Смирнов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

#православие #христианство #протоиерей дмитрий смирнов

#протоиерей андрей ткачев #вера в бога