137 710 subscribers

Нужно ли сопротивляться злу? Объясняют священники

5,5k full reads

Как понимать слова Христа «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»? На эту тему рассуждали священники и богословы.

Михаил Ходанов — протоиерей, публицист, писатель. член Союза писателей России.
Михаил Ходанов — протоиерей, публицист, писатель. член Союза писателей России.

Михаил Ходанов, протоиерей:

Сопротивление злу и подставление другой щеки — как всё это согласовать? Тема сложная. Формула о подставлении другой щеки — работает тогда, когда мы имеем дело с какими-то личными недругами. У нас нет такой цели — иметь недругов. Но жизнь не всегда складывается так, что для всех мы делаем угодные дела. Возникает неприятие...

Когда мы терпим и, таким образом, подставляем другую щёку, мы тем самым на своём личном уровне пытаемся положить конец злу со стороны другого человека. Вразумить его своим терпением. Дать понять, что он не прав, что есть какие-то другие способы взаимного существования. И если я терплю и прощаю твою грубость, то и ты прости меня, если в чём-то тебя обидел.

Такая форма смирения — это не бессилие. Это, наоборот, сила. Это терпение. Это торжество твоего разума.

Другое дело, когда приходит час войны, когда наступает враг, когда нельзя подставлять щёку, потому что yбьюm и тебя, и твоих близких, и осквернят твои святыни. И ты будешь сидеть и смотреть на всё это стоически? Это будет неправильной позицией с твоей стороны. Толстовская позиция — «непротивление злу насилием» — это неправильная позиция.

Если наступает война, которая с нашей стороны носит оборонительный характер, то здесь действует следующий принцип: «нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Вот на этом балансе и будем держаться.

Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.

Алексей Осипов, богослов:

По объяснениям святых отцов, если речь идёт о личных отношениях и происходит какая-то ссора, и если ты видишь несправедливость по отношению к себе, то постарайся спокойно объяснить. Но если тебя не слушают, и ты видишь, что это бесполезно, то прекрати. Перестань.

Противиться — это что значит? Это объяснять, насколько я прав, а ты не прав. Прекратите это. Не мечите бисер перед свиньями.

Не противься. Перестань. Не разжигай дальше вражды. Всё же начинается с мелочей, а потом доходит до пожара. Не противься, прекрати, перестань, воздержись... Если тот человек не может сдержаться, то хотя бы ты остановись.

Вот какой смысл в этих словах. А не тот, который нам порой навязывают. К примеру, напал на тебя бандит, а ты к нему не применяй никаких мер. Что за чепуха?

Андрей Кураев — богослов, философ, церковный учёный, религиозный и общественный деятель, публицист, писатель, проповедник, миссионер.
Андрей Кураев — богослов, философ, церковный учёный, религиозный и общественный деятель, публицист, писатель, проповедник, миссионер.

Андрей Кураев, философ, богослов:

Можно обратиться к двум книгам, которые посвящены этой проблеме. Книга Ивана Ильина «О сопротивлении злу силою» и книга Владимира Соловьева «Три разговора».

В книге Соловьёва приводится такой разговор. Некий князь, который выражает точку зрения Льва Толстого говорит о том, что воевать нельзя, что армия не нужна, полиция не нужна, и государство не нужно. Все проблемы нужно решать христианским духом любви и добра. Его оппонентом оказывается отставной старый генерал. И он обмолвился, что за свою жизнь он совершил немало грехов. Но в его жизни был один день, которым он надеется оправдаться перед Богом. В тот день он yбuл три тысячи человек. И рассказывает историю.

Русско-турецкая война на Кавказе. И часть, которой командовал этот генерал, входит в одну долину и видит сожжённую армянскую деревню. Но то, что они увидели в центре деревни, заставило плакать даже ветеранов. Центральная площадка деревни была обсажена деревьями. К каждому дереву была привязана женщина. Все эти женщины были мepmвы, но они не были yбuты. На их телах не было ран. Они не были задyшeны и не были застрелены. Они были привязаны к деревьям так, чтобы их лица были обращены к центру. А в центре площадки было пепелище. На костре турки сжигали их детей. И сердца женщин не выдержали. Эти женщины умupали от того, что они не могли помочь своим детям.

А один мальчишка остался в живых. Он рассказал, что произошло, указал, куда направились турки и даже показал более короткий путь к тому месту. И когда колона неприятеля вышла навстречу, русские дали по ней залп. «В тот день мы yбuлu три тысячи человек. И этим днём я надеюсь оправдаться перед Богом», — сказал старый генерал.

А философ Иван Ильин об этом говорил так. Бывают ситуации, когда человек должен взять на душу меньший грех, чтобы избежать большего греха.

Война — это грех. Убuйство — это грех. Но отказ от войны может быть большим грехом, когда человек ради кажущейся чистоты своей души и своих одежд, платит жизнями и судьбами десятками тысяч людей.

Ещё статья: Как понять, когда надо смиряться, а когда нет? Объяснил священник Димитрий Смирнов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

#православие #христианство #алексей ильич осипов

#смирение #противление злу