Когда мы просим помолиться за нас или наших близких, о чём мы просим, на самом деле? И при каких условиях наша молитва за другого человека может оказать ему помощь, рассказал богослов Алексей Ильич Осипов.
Оказывается, молитва за другого — это труд. Тот, кто читал патерики, тот, наверное, знает такой случай. Один человек находился в ситуации, когда он мог тяжко согрешить перед кем-то. Но этого не произошло. И потом один святой, который с ним общался, поведал ему: «Я этой ночью едва вырвал тебя из пасти льва».
Ночью вырвал из пасти льва… Значит, не обошлось тремя словами: «Господи, помоги ему». А затем лёг на бочок и спать. Значит, и действия были соответствующими.
Оказывается, молитва — это огромный труд. «Помолитесь за меня», — произносят люди. Это всё равно, что сказать: «Придите ко мне, у меня десять гектаров не вспаханы. Перекопайте, пожалуйста». А ведь это и есть помолиться.
Так легко люди говорят: «Помолитесь за меня». Мы совершенно потеряли смысл в том, что такое помолиться. Мы, православные, решили, что это так — просто болтнуть языком. Да нет же!
Действенность молитв полностью обусловлена степенью того, что я отдам во время молитвы.
Посмотрите, как Христос молился в Гефсиманском саду. Почему мы про это забыли? Он молился до кровавого пота. Вот пример молитвы. Нужно себя отдать.
Отдай себя сколько можешь ради человека, о котором молишься. Столько отдашь, столько и принесёшь пользы для него. А мы рады отделаться записочками. И думаем, что этого достаточно.
Один молодой батюшка как-то подошёл ко мне и говорит: «Что мне делать? Читаю Херувимскую. Читаю эти имена… И что?»
Действительно, и что? Богу разве имена нужны? Разве Он их не знает? Посмотрите, какое извращение произошло — зачитываем Богу имена. Вычитывать имена — это язычествующее сознание.
Имя только тогда имеет значение, когда с ним сопрягается моя молитва об этом человеке.
Мы от себя не хотим ни йоты отдать. Отделываемся записками, деньгами... Вы, батюшка, почитайте записки, а я пока в магазин схожу.
Это вопрос очень серьезный. Мы все — клеточки одного организме. Есть клеточки, которые ближе друг к другу, есть — дальше. Но мы все можем помогать друг другу. Как? Совершать какой-то подвиг ради этого человека.
Кто как может. Кто-то воздержится в пище, кто-то может воздержаться от развлекательных телепередач, кто-то бросит курить...
И тогда Бог, видя нашу жертву любви, может дать и здравия, и исцеления этому человека, за которого мы молимся. Потому что Бог не может нас спасти без нас.
Если бы Он мог это сделать, то тогда бы Он не допустил грехопадения Адама и Евы. Правда же? Взял бы их за шиворот и — в рай. И дерево с яблоком срубил бы заранее.
Нет, только свобода и жертвенность. Только при наличии этого наши молитвы становятся действенными.
С этими именами из записочек мы постепенно превратились в язычников. Какие тут молитвы? Не до молитв. Надо быстрее читать. Тра-та-та-та- та…
Святитель Феофан Затворник писал, что священнику очень трудно молиться во время поминовения. Какая тут молитва, когда столько имён? А все остальные стоят и слушают, когда же произнесут его имя или имена его родственников.
Нас интересует не молитва. По этой причине наши молитвы остаются бесплодными.
А то говорит: «Я молилась, молилась… И — ничего». А как вы молились? Оказывается, во все монастыри подала записки. Благо, что их до перестройки было всего восемнадцать. Не трудно было подать.
А в каком случае наши молитвы помогают? Когда мы, отдаём частичку себя. А Бог без нас никого спасти не может.
Мы, люди, должны, осуществлять эту любовь. Потому что эта любовь — и есть Бог исцеляющий. Там, где нет любви, там и Бога нет. И исцеления не происходит.
Итак, сила моей молитвы за другого человека зависит от состояния моей души. Не от количества молитв или количества монастырей, или ещё чего-то...
Если я понуждаю себя к исполнению заповедей, если я каюсь, то есть занимаюсь очищением своей души, тем действеннее оказываются мои молитвы.
Если же я живу как жил, ни в чем себя не исправляя, то и молитвы мои не принесут плода.
Когда ученики не могли изгнать беса, Христос сказал им:
«Этот род изгоняется молитвой и постом».
Это означает, что придётся потрудиться.
Если вы, действительно, хотите помолиться за какого-то человека, то пожертвуйте чем-нибудь. Воздержитесь от лишнего куска пирога, от просмотра телешоу, от пустых разговоров и празднословия…
Это и есть подвиг.
Ещё статья: Почему молиться за других нужно с осторожностью? Объясняют священники.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.