Российский «Анчар» - самая быстрая субмарина в мире

12.01.2018

Подводные лодки благодаря своим свойствам являются одним из главных показателей силы развитой в военном плане страны. Современные субмарины крайне сложно обнаружить, что делает их очень серьезной угрозой для противника. Оснащенные мощным вооружением подлодки способны одним залпом вывести из игры даже самую массивную морскую группировку врага. После совершения удара субмарина должна иметь возможность быстро покинуть место обстрела, чтобы не быть обнаруженной и ликвидированной. Поэтому скорость играет важную роль. И в этом плане России есть чем удивить соперников.

Еще советская разработка К-162 «Анчар» после своего создания взбудоражила умы военных экспертов. Ведь эта подводная лодка имеет до сих пор непревзойденную скорость 44,7 узлов. Это более 82 км/ч. Реализовывался проект в Санкт-Петербурге Центральным конструкторским бюро-16 «Малахит». Это абсолютно инновационная на тот момент субмарина была выполнена из титанового корпуса и имела мощнейшую, усовершенствованную атомную силовую установку. Главной особенностью «Анчара» являлась его возможность производить прицельные выстрелы ракетами из подводного положения даже на высокой скорости.

В качестве вооружения ЦКБ-16 создало специальную противокорабельную ракету П-70 «Аметист». Эта ракета также совершила революцию в вопросе оснащения подводных кораблей. Ведь это первая в мире ракета с твердотопливным двигателем, которая имела возможность стартовать из подводного положения. Боевая часть «Аметиста» состояла из 1000 кг кумулятивно-фугасного снаряда и 200 кт ядерного. Для столь мощной ракеты могло быть лишь одно целевое предназначение – поражение авианосных групп. Именно поэтому данная разработка вызвала ужас у американских генералов, которые всегда делали ставку на свои массивные авианосцы.

Однако К-162 «Анчар» не могла обойтись и без недостатков. Ведь столь высокая скорость ограничивала возможности скрытности. В подводном пространстве движение сопровождается водными завихрениями, появляется специфичный след от выработанных тепловых потоков. Кроме того, атомный двигатель создавал сильный шум. На скорости свыше 35 узлов уровень шума субмарины составлял 100 децибел. Для сравнения, такой шум издает автомобильный клаксон, расположенный в 5 метрах от объекта. Кроме того, стоит отметить, что инновационный титановый корпус был довольно затратный в плане производства.

Высокая стоимость подлодки второго поколения не позволяла производить их в большом количестве. Моряки даже называли эту субмарину «золотой рыбкой». Технологический уровень военной техники России не стоял на месте, поэтому данную подлодку было решено снять с вооружения и заменить на новые перспективные образцы третьего поколения. Однако «Анчар» является действительно революционной разработкой, позволившей РФ получить крайне ценный опыт. Неудивительно, что даже в 2018 году у зарубежных государств нет субмарин, которые по скорости могли бы сравниться с российским «Анчаром».