Фильм Аннигиляция. Постмодернизм во всей красе.

31.03.2018

фото с сайта itsotnya.xyz
фото с сайта itsotnya.xyz

Аннигиляция (лат. annihilatio — уничтожение, полное уничтожение, отмена) — в физике реакция превращения частицы и античастицы при их столкновении в какие-либо иные частицы, отличные от исходных.

Ещё дебютная картина режиссёра «Аннигиляции» Алекса Гарленда «Из машины» меня в своё время невероятно поразила. Своим противоречием. Он талантливый писатель (автор книги «Пляж», которую в 2000 году экранизировал Дэнни Бойл), отличный режиссёр и сценарист, но несёт от него вторичностью. Это, конечно, звучит грубо, но, на мой взгляд, Алекс Гарленд – типичный режиссёр-постмодернист. А вся суть постмодерна – вторичность от первоисточника, его переосмысление. «Из машины» был переосмыслением «Бегущего по лезвию», «Аннигиляция» же, переосмысление «Сталкера» (По книге «Пикник на обочине» Стругацких) Тарковского. И да, я не имею ничего против постмодернизма. Всё современное искусство – это постмодернизм. Не думаю, что современный кинематограф или новые находки писателей смогут нас поразить хоть чем-то действительно новаторским, уникальным, так что в переосмыслении, «ремейках» нет ничего плохого.

Сходство с пятым фильмом Андрея Арсеньевича я заметил ещё в трейлере. Да и не только с ним. История потерянной любви фигурировала в «Солярисе» (по книге Станислава Лема), так что «Аннигиляцию» можно назвать ремейком обеих картин великого русского режиссёра. И «Сталкера» и «Солярис» я обожаю, поэтому очень ждал «Аннигиляцию», как вольное прочтение этих фильмов. И посмотрев фильм, не ошибся.

Итак, на территории США появилась некая Зона (Мерцание), где происходят странные, необъяснимые и загадочные явления. Правительство отправляет туда военные отряды, но они бесследно исчезают один за другим. В ходе последней экспедиции туда отправляется герой по имени Кейн в исполнении Оскара Айзека, пропадает на год, но неожиданно возвращается. Его жена Лина в исполнении Натали Портман, прождала любимого целый год. Наконец, он возвращается, но чуть не умирает. По пути в больницу героев забирают правительственные агенты, которые объясняют Лине, что происходит. И та решает отправиться в Зону, чтобы попытаться найти способ спасти мужа.

Так начинается этот фильм, и Алекс Гарленд в принципе с точки зрения режиссуры, в целом полностью справляется со своей задачей, радуя нас отличной постановкой, но вот насчёт проработанного сценария я не уверен. Возникает несколько вопросов: почему правительство сразу не направило вместе с военными в Зону группу учёных, сделав это только, когда по сюжету история началась, тем более, если территория Мерцания постоянно росла? Что за рояль в кустах по типу: мой муж – отправился туда и чуть не погиб, а я хочу узнать правду, и к счастью, являюсь учёным-биологом, которого так не хватает новой команде? К чему эти нравственные терзания членов команды Лины, если в дальнейшем их персонажи погибают, но никак не раскрываются? В «Сталкере» каждый шёл в Зону со своей целью, историей, чтобы что-то для себя найти, что-то исправить. В «Аннигиляции» же герои ничего, по сути, не добиваются. Почему? Да потому что эта цель и поставлена не была. С таким же успехом Лина могла отправиться в Зону одна. Таким образом уверен, что остальные персонажи для галочки были. А их предыстории нужны были только для того, чтобы критики не придрались к второстепенным персонажам к вопросу об их мотивации. Только умело завуалировать ничтожность второстепенных персонажей Гарленду не удалось. Так зачем тогда в арт-хаус фильме нужны персонажи-пустышки, я совершенно не понимаю. Я бы их или убрал, или уменьшил количество, чтобы сконцентрироваться в оставшемся экранном времени на раскрытии минимального количества персонажей. Плюс, могли бы и объяснить, почему вся команда состояла из женщин. Например, не изучено влияние Зоны на женский организм! Вот оно объяснение, но, увы, даже его не было! Такое чувство, что режиссёр старался всеми силами избежать обвинений в сексизме. Будто подмигивает, мол, ребят… Ну, вы поняли, да?

Но что-что, а игра актёров тут хороша. Оскар Айзек – замечательный артист. Натали Портман – молодчина. Играли на уровне. Остальные же… Я думаю, актрисам просто негде было «разбежаться», раскачаться. На собственном опыте могу вам сказать: если сценарий хромает, то никакой, даже самый наиталантливейший актёр со дна фильм не вытащит. Так что требовать чего-то большего от актрис бессмысленно. Все сыграли, как смогли. А Гарленд умеет работать с актёрами. Тот же Оскар Айзек с Доналом Глиссоном ещё в предыдущем фильме Гарленда «Из машины» сумели удивить своими талантами. Так что тут, всё хорошо.

Что до визуализации, здесь Гарленд разошёлся на широкую ногу, показав по-своему удивительный и уникальный мир со своими правилами игры, своими законами природы. Ты будто на другой планете оказываешься на ближайшие два часа. Тут тебе и интересный животный мир, и растения и деревья. Режиссёру удалось поддержать атмосферу таинственности и неизведанности. Даже вставить немного хромого саспенса. Но, кстати, при этом Гарленд умело преодолевает клише первой жертвы. Я думал, ну всё! Погибла! Ан, нет. Оказалось, даже не поцарапали. Финал с точки зрения визуализации, мизансцены, хореографии и работы оператора, вообще хорош. Не поражает, конечно, но было много интересного (свето-тени, фракталы, спецэффекты и т. д). Тут Гарленд и команда по визуалу не оплошала. А насчёт музыки, могу сказать только то, что в фильме «Из машины» она была куда интереснее и разнообразнее.

Но многие зрители спросят: а в чём, собственно, смысл фильма? Мнений, на самом деле, не так уж много. А те, что есть, как по мне, ходят вокруг да около, пытаясь найти скрытые неясные символы. Я смотрю на сюжет проще. Лина потеряла Кейна, но очень хотела вернуть. Потеряла больше из-за собственной оплошности, чем от непреодолимой силы, хотела исправить ошибку, но не знала как. Здесь фильм пересекается с «Солярисом», где Кельвин тоже корит себя за гибель любимой женщины. Возвращение Кейна в начале фильма даёт ей шанс, и она отправляется в Зону, Мерцание, чтобы, грубо говоря, грех искупить. Для этого она должна дойти до её центра, пройдя через все испытания. Тут и начинается «Сталкер». Маяк в фильме представляется сродни комнате, где исполняются желания. Лина хочет спасти своего любимого, а командир группы, как я понял, от рака избавиться, только не слишком удачно, как уже говорил, эту героиню (как и остальных) раскрыли. Дальше могут пойти СПОЙЛЕРЫ (если не смотрели «Солярис» и «Сталкер»), но суть сводится к тому, что в отличие от «Сталкера» в «Аннигиляции» финал счастливый. Лина, так сказать, через пришельца, очищается от греха, который забирает в ней всё плохое, что она в себе нажила, фактически сжигает. И, так сказать, стирает память героя Айзека, ведь тот, как мы узнаём, был в курсе супружеской измены Лины. То есть, главной героине предоставляется шанс начать всё сначала, аннигилировать всё плохое и переродиться. А через испытания, своего рода «Чистилище», она очищается от грехов, угрызений совести. Ведь Кейн больше ничего не помнит, а Лина ещё и человечество спасла, значит, заслужила шанс на исправление и на новую жизнь, как Кельвин в «Солярисе» вернул свою потерянную любовь, общаясь с океаном Соляриса. Вот так всё, как мне кажется, просто. Только вот Тарковский наполнил свои картины религиозным подтекстом. В его фильмах есть Бог, если можно так выразиться. В фильме Гарленда его нет, но это не сделало фильм хуже. А для многих так будет даже лучше.

В итоге, запороть первоисточник довольно сложно, так что Алекс Гарленд справился со своей задачей. Фильму ставлю четвёрку с плюсом. Если бы не сценарные оплошности, вышло бы замечательно. А вторичность для постмодернизма, повторюсь, не является чем-то преступным. Тем более плагиатом. Наоборот, классно, что Гарленд опирается на такие первоисточники. Жалко только, что официального проката в кино не было. Я бы взглянул на большом экране. А дело всё в том, что студия боялась провала. Ведь сейчас кроме "Мстителей" никто ничего и не смотрит. И это, конечно, ужасно! Очень ужасно!

На этом всё, если вам понравилось, ставьте лайки, делитесь рецензией с друзьями, подписывайтесь на блог. Всем спасибо!