Запретная история: почему распался Арабский Халифат?

15.05.2018

История Арабского Халифата пропитана кровью завоёванных арабами народов. Ведомые словом и волей Аллаха, мысль которого на земле вещал пророк Мохаммед, эти отчаянные жители пустынь, где не было ничего кроме песка, сумели завоевать территории, соразмерные римским, но не уступающие, а превзошедшие свершения Александра Македонского (который, кстати, был язычником, а не мусульманином, каким его представляют мусульмане в соответствии с 18-ой сурой Корана). Хотя, времени на завоевание великому полководцу, скажем справедливости ради, потребовалось куда меньше, чем арабам, завоевавшим Испанию, Египет, Малую и Среднюю Азию с Палестиной только за 120 лет, в отличие от Александра, справившегося за десять со Средней Азией и Египтом. Но ни одна империя не живёт вечно. И после своего расцвета в 750 году нашей эры, Халифат начал медленное падение в пучину бесконечных гражданских войн, междоусобиц, восстаний и иностранных вторжений. И некоторые современные историки, но, как правило, обыватели в причинах падения Халифата винят именно иностранцев, по большей части монголов и крестоносцев. Вот, мол, пришли крестоносцы, монголы и уничтожили наш любимый Халифат. На самом же деле это государственное образование и не могло продержаться дольше. Собственно, сейчас я и расскажу почему.

С сайта bigslide.ru.
С сайта bigslide.ru.

Так по каким причинам распался арабский халифат? Какие-то выделяют историки-профессионалы, какие-то выделил я сам. Но напомню, что в отличие от г. Понасенкова, не смею называть себя учёным-историком с большой буквы потому, что не имею научной степени по этой науке, как и Понасенков. Но первому кличить себя учёным, несмотря даже на отсутствие диплома по специальности или учёной степени ничто не мешает. Я же буду воспитанным и честным. Поэтому ПРОВЕРЯЙТЕ ВСЁ, ЧТО Я НАПИСАЛ! Проверяйте и перепроверяйте! Не ленитесь. Если заметили ошибку и неточность, то вы молодцы. И я рад, что мои читатели и подписчики не хуже меня умеют работать с источниками информации и делать самостоятельные выводы. Но, начнём уже скорее!

1. Иностранные вторжения.

С сайта w-dog.ru.
С сайта w-dog.ru.

(Не смотрите на цифры – это для упорядочивания, а не топ)

Несомненно, вторжение крестоносцев, а затем и монголов похоронило надежды для арабов на единое исламское государство (НЕ ПУТАТЬ С ИГИЛ (Запрещена на территории РФ)). Хотя, к тому времени Халифат УЖЕ РАСПАЛСЯ на отдельные государства. А первое вторжение совершил тюркский народ турки-сельджуки в 1036 году, то есть почти за 60 лет до первого Крестового Похода. Набег их был жестоким и кровопролитным и в итоге стал финишной прямой для Халифата. Даже можно сказать, последним гвоздём в крышку гроба мусульманской государственности для всех арабов и покорённых ими народов, которых они когда добровольно, но, как правило, насильно (через государственный аппарат насилия) обращали в ислам. Не в силах противостоять сельджукам, арабы сдавали территорию за территорией, а лишившись сильной централизованной государственной власти после захвата сельджуками Багдада, провинции постепенно начали объявлять о собственной независимости.

2. Жизнь в постоянных войнах, походах и набегах, обескровившая Халифат.

Лёгкая арабская конница.
Лёгкая арабская конница.

Корни этой причины стоит искать не только в исламе, как в религии, которую арабы, ведомые волей Аллаха, пытались огнём и мечом распространить на весь мир, но и в образе жизни самих арабов. Племена, обитавшие на Аравийском полуострове, преимущественно вели кочевой образ жизни. Тогда нефтью люди не пользовались, а потому и ресурсов у арабов никаких не было, а плодородных земель предательски мало. Вот и приходилось отчаянным скакунам искать богатства за границей. Разумеется, разрозненность арабов не позволяла тем совершать организованные походы на чужие земли. А ислам и выступил той скрепой, что объединила АРАБСКИЕ племена в VII веке и придала им силу, выраженную в массе и единстве. Но жизнь в постоянных войнах не могла продолжаться вечно. Арабы несли тяжёлые потери в военных кампаниях, а некоторые быстро научились оседлому образу жизни и не желали больше вести завоевательных походов. В результате армия Халифата ослабла, первые поражения серьёзно ослабили их боевой дух. А постоянные бесконечные войны (организация кампаний была делом дорогим) опустошили казну, лишали арабов генофонда, что и ослабило Халифат.

3. Сильные соседи.

Битва при Пуатье, 732 год.
Битва при Пуатье, 732 год.

Несмотря на всю мощь арабской конницы, думать, что серьёзных противников у них не было, нельзя. Неудачна осада Константинополя в 718 году дала понять арабам, что Византийская империя, несмотря на то, что последнюю лихорадило от пандемий и междоусобиц, всё ещё оставалась весьма сильным соперником. Успешны были и набеги викингов на завоёванные арабами земли. Попытка же принести слово пророка Магомеда и Бога его Аллаха в Западную Европу вообще обернулось для мусульман катастрофой. В битве при Пуатье в 732 году король франков Карл Мартелл в большой и кровопролитной сече разгромил армию арабов, превосходившую по численности франкскую в два раза. После мусульманам пришлось на долгое время забыть о вторжении в Европу. По сути, до сегодняшнего дня с подачи лево-либеральной западной элиты, преследующей не совсем ясные цели.

4. Восстания рабов.

Картина невольничий рынок в Каире. Изображены чернокожие рабыни с Африканского Рога.
Картина невольничий рынок в Каире. Изображены чернокожие рабыни с Африканского Рога.

Вопиющая несправедливость ислама (но мы, конечно, признаём, что пути Господа неисповедимы, так что ни в коем случае не осуждаем) , как религии, несовершенство шариата, как государственного закона, проявлялась, прежде всего, к рабам с иноверцами. В первом случае ислам совсем не запрещал правоверным арабам иметь рабов. Откуда те у них появлялись? Не только в военных походах. Мало известен факт, что арабы вовсе не брезговали завозить чернокожих невольников с Африканского Рога. Так что рабство, основанное на идее расового превосходства – это не только про белых цисгендерных христиан, натуралов и угнетателей. Для правоверных негры (Зинджи) с Африки делились на два вида: каблиет (муравьи) и кенджевият (собаки). Собственно, и отношение мусульман к таким рабам было соответствующим, что соответственно вызывало многочисленные восстания. Самое успешное произошло в районе Басры в 869 году, которое было подавлено халифом только спустя десять лет. Кстати, и сегодня там можно найти потомков тех рабов. Их называют афро-иракцами. Отношение к ним до сих пор пренебрежительное. Браки с ними для мусульман нежелательны. Что до остальных народов, отношение к ним исламских хозяев было лишь немногим лучше. И, разумеется, бунты были нередкими, что подтачивало силы Халифата, вынужденного бороться с выступлениями не согласных. К слову, в некоторых государствах (Чад, Мали, Нигер, Судан), где распространён ислам, рабство НЕ ЗАПРЕЩЕНО ДО СИХ ПОР! Как обычное, так и сексуальное. Есть и многочисленные примеры бегства русских рабов из-под гнёта дагестанских и чеченских «предпринимателей», использующих невольный труд для строительства домов и предприятий на территории Кавказа и сегодня. И почему местные власти с этим не борются, остаётся загадкой. А самое смешное, что давно уже на практике было доказано экономическое превосходство наёмного труда над невольничьим. Посему я даже не удивляюсь, почему экономика нынешних Чечни и Дагестана пребывают в такой стагнации, что даже повышенные дотации не помогают. О чём разговор, если они не понимают такой простой истины?! XD

5. Зимми.

Передаю привет НИколаю Соболеву и ужасаюсь его изучению ислама, когда тот освещал ситуацию с Ильёй Мэдиссоном. Зимми, Коленька, у мусульман также считаются людьми второго сорта, почти как и рабы, только прав немногим больше. С первых лет завоеваний арабы-мусульмане столкнулись с нежеланием египетских христиан-коптов, последователей зороастризма и иудеев исповедовать ислам. И что же с ними делать? А Мохаммед (точнее Аллах, но это не точно) дал ответ на этот вопрос, назвав их зимми. Это те немусульмане, что исповедуют свою религию НА МУСУЛЬМАНСКОЙ ТЕРРИТОРИИ, Колясик. Ну, а раз они уже не хозяева на своей земле, то и налог за право исповедовать свою религию они по шариату платить обязаны. Мы же, Коленька, по идее являемся им союзниками, так как не ведём войну с исламским миром (не являемся кафирами) и не живём на их территории. Так что ты обгадился, Кольчик. Хотя, учитывая, сколько денег мы вбухиваем в Чечню и Дагестан, такое чувство, что они всерьёз считают нас зимми, но не суть! Налог для зимми за право исповедовать свою религию называется джизья. Его были обязаны уплачивать зимми до тех пор, пока не примут ислам. И ладно бы налог этот шёл на полезные дела, как по идее и должно быть, но на деле халифы на эти деньги строили себе великолепные дворцы, огромные мечети и т. д. Коррупция, друзья. Собственно, бывшие жители Византии, евреи, курды, армяне и копты не горели желанием следовать правилам мусульман, что и приводило к волнениям, также подтачивавшим силы Халифата. Многие, очевидно, поспорят, что в Коране написано, что плохо к зимми относиться нельзя! Но в том то и дело! Ислам теоретически и ислам практически – это две разные религии, которые трактуют, как захотят, лишь бы получить выгоду. Вот и всё!) И хотя, мусульмане утверждают, что отношение к зимми не может быть плохим, но, на мой взгляд, не позволять народу права исповедовать собственную религию никак, кроме как после уплаты налога, является ничем иным, как угнетением и нарушением прав человека. Отношение братьев-мусульман к коптам в Египте после Арабской Весны (2011-2013) ясно даёт понять, что угнетение народа по религиозному признаку там так и не прекратилось, хотя на дворе уже XXI век.

6. Междоусобицы и многожёнство.

Султанский гарем.
Султанский гарем.

Почему и многожёнство, спросите вы? В наше время и ежу понятно, что полигамия мешает построению сильного и могучего государства. Почему? Представьте, что вы имеете четырёх жён. От каждой у вас по пять детей. Как вы будете делить наследство? Не знаю, как по исламу оно делится, но скорее всего, всё получает старший. Или же тот, чья мать лучше ублажала мужа в постели. Младшие братья же, очевидно, посчитают это несправедливостью, и пойдёт брат на брата. Вот вам и гражданская война. Собственно, именно вопросы престолонаследия то и дело приводили в Халифате к гражданским войнам, потому как, имея большое количество претендентов на трон с собственными армиями за спиной, надеяться на мир внутри страны было бы весьма и весьма легкомысленно. Посему последние годы (начиная с X века) своего существования в Халифате не прекращались гражданские войны и междоусобицы. В среднем халифы правили страной по 4-5 лет. Так что ни о каком развитии не шло и речи. А это сильнее всего подтачивало силы халифата. Беднякам было не легче. Представьте, есть у вас возлюбленная. И приезжает какой-то буржуй с огромным кошельком денег. Родители с радостью выдают дочь за него, а вы остаётесь ни с чем. Разумеется, вы будете недовольны. Но выхода не было. Потому, до сих пор в отдалённых деревнях Афганистана и Пакистана правоверные практикуют бача-бази (детская мужская гомосексуальная проституция) – ритуал, зародившийся в X-XI веке. Шариатом это, разумеется, запрещено, но детородному органу за неимением женщин не прикажешь. Справедливо ли это? Есть ли на то воля Аллаха, чтобы мусульманин так мучился? Вот и думайте теперь, что лучше: несправедливость в полигамии или хоть какая-то возможность завести гетеросексуальный брак в моногамии. Посему и вынуждены были простые мусульмане отправляться за жёнами в заграничные военные походы. Отсюда и ещё одна причина силы мусульманского войска. Когда захочется, землю перевернут, но найдут себе жену ;) Но, и его слабости, разумеется. Арабов не интересовало больше ничего, кроме трофеев. Следовательно, в сражениях с мощной и многочисленной регулярной армией войны Аллаха нередко уступали в бою.

7. Ареал обитания.

Аравийская пустыня. Фото с блога kotmatraskin.livejournal.com.
Аравийская пустыня. Фото с блога kotmatraskin.livejournal.com.

До сих пор, ареал обитания мусульман – это аравийские, африканские и среднеазиатские пустыни. Там не хватает воды, пахотных земель. Поэтому и приходилось расширять территории с целью завоевать себе жизненное пространство. А вести армию в поход в пустынной местности, не дать ей умереть от голода или жажды в пустыне задача не из лёгких. Это давало, как свои преимущества, так и свои недостатки. Так у арабов практически не было тяжёлой пехоты, которая обязательно бы пригодилась при штурме городов. Зато арабской лёгкой конницы было вдоволь, но использование копейщиков с вражеской стороны сводило на нет все их усилия. Это с военной точки зрения. А экономически любая маломальская засуха, несомненно, приводила к голоду и гибели людей, наносила ущерб хозяйству, что подрывало экономику халифата. Разумеется, посему арабы всегда ставили своей исторической целью возможность покинуть пустыни, что удаётся им сделать только сейчас.

8. Подавление инакомыслия.

Иранский поэт Омар Хайям.
Иранский поэт Омар Хайям.

Сколько поэтов, учёных и философов знал арабский мир! Сколько работали при дворе! Какие произведения искусства создали! Авиценна, Фирдоуси, Омар Хайям, Тысяча и одна ночь, Алладин, Али-баба и сорок разбойников, фольклор, музыка, живопись, архитектура и т. д. Всё это стало возможным из-за калама – вольнодумия, благодаря которому Арабскому Халифату и удалось так возвыситься в культурном отношении, чем сегодня современные мусульмане очень гордятся. Представители калама мутазилиты рассуждали на тему религии, руководствуясь разумом, а не религиозными догматами. С сочувствием относившиеся к восставшим против халифов, они не раз поддерживали бунты и дворцовые перевороты, отрицательно относились к ревностно верующим в Аллаха. В них правители Багдада (столицы халифата) видели своих главных врагов и подвергали гонениям, используя для этого религиозных фанатиков отрицавших прогрессивность идей мутазилитов. Таким образом, недолгий расцвет науки и искусства был пресечён трусливыми правителями, использовавшими для гонений «исламских хунвейбинов» - сторонников религиозного авторитаризма (подробнее о том, кто такие хунвейбины, читать статью «хунвейбины современной России»). А ведь у арабского мира был шанс обойти европейский по уровню культуры и технологий. Но они всё потеряли. Воистину, религия – опиум для народа!

9. Национальное достоинство, традиции завоёванных народов.

Эмир Гранады Боабдиль сдаёт город Фердинанду Арагонскому и Изабелле Кастильской, 1492 год. Картина Франсиско Прадильи, 1882 год.
Эмир Гранады Боабдиль сдаёт город Фердинанду Арагонскому и Изабелле Кастильской, 1492 год. Картина Франсиско Прадильи, 1882 год.

Первые проблемы у арабов-мусульман возникли с иранцами. Мало того, что они, будучи потомками древних персов и македонян, были слишком горделивы, чтобы подчиниться завоевателям, так ещё и долгое время после завоевания не желали принимать ислам. В дальнейшем свою отдушину они найдут в шиизме, а пока они исповедовали зороастризм и не желали отказываться от своей религии без боя. Были и византийцы, считавшие себя жителями империи, духовными и политическими потомками древних римлян. Освободиться из-под гнёта мусульман сумели лишь испанцы к концу XV века после падения крепости мавров Гранады. Они называли эту войну Реконкистой. 700 лет войны за право исповедовать христианство чуть не стоили Испании того могущества, которое у неё могло быть и было в итоге. Так что когда вам говорят про Крестовые походы, не забудьте в ответ напомнить оппоненту про Реконкисту. И это может показаться странным, но больше всех из ныне исповедующих ислам, воле Аллаха противились… Чеченцы. Ислам с невероятным трудом смог там ужиться только в XIV-XV веках. Но я уверен, что если порыскать по деревням древние доисламские традиции чеченцев и даже какие-то элементы их древних верований мы там всё-таки обнаружим. Ничто не исчезает бесследно, друзья. Таким образом, исламу, как религии, не удалось скрепить иные нации, кроме арабской. А посему, когда я услышал про ИГИЛ (запрещена в РФ), мне стало отчасти смешно. Столько воды утекло, а они вновь пытаются построить невозможное, наступая на те же грабли, что и правители халифата. Ну, да ладно!

10. И самая главная причина распада состоит в неоднородности самого ислама.

Иранские шииты. Фото с сайта todayonline.com.
Иранские шииты. Фото с сайта todayonline.com.

Шииты, сунниты, исмаилиты, суфиты, ваххабиты – этих течений столько, что голову сломать можно! И хоть священные писания (Коран, Сунна) одинаковы для всех, но трактуются они по-разному. Кто-то может неверным джихад с газаватом устроить только за убитую лошадь на своём участке, другие только потому, что не так посмотрели на истинно верующих (это было утрированно, если кто не понял). И хоть есть школы богословов, единого свода правил, как именно трактовать Коран, нет. От того и такая разница между суннитами и ваххабитами. У одних аяты отменены, у других нет. У шиитов и суннитов разница, заставляющая идти войной друг на друга, состоит в праве на престолонаследие, если не ошибаюсь. Шииты, опять же, если не ошибаюсь, считают, что право править имеет только прямой потомок дочерей пророка Мухаммеда, тогда как сунниты вполне лояльно относятся к правителям среди мирских ребят, так скажем. Таким образом, почти с самого основания Арабский Халифат просто трясло от гражданских и религиозных войн, социальных потрясений, что не только в итоге прекратило экспансию арабов по миру, но и ослабило экономику и военную мощь страны. Именно отсутствие единства и ослабило арабское государство.

А самое главное, что европейцы на чужих ошибках не учатся. Они их повторяют. И вместо того чтобы объединиться, сохранить в 1453 году Константинополь и дать бой османам, они просто позволили Византии сгинуть в пучине истории из-за того, что те исповедовали православие, а не католичество, после этого ещё несколько сотен лет героически отбиваясь от турецкой экспансии, пока османами вплотную не занялась Российская империя. Вот в чём весь абсурд ситуации состоит.

нищий район Каира.
нищий район Каира.

По сути, падение Арабского Халифата в условиях ранне-феодальных отношений, без развитой системы власти абсолютной монархии, было исторически предрешено. Вопиющая несправедливость, заложенная в религии (но мы, повторюсь, конечно, признаём, что пути Господа неисповедимы), чёрствость и мрак человеческих сердец положили конец самой могущественной державе раннего средневековья спустя 400 лет после основания после вторжения сельджуков, когда уже единого Халифата не существовало, а с их вторжением возможность нового объединения исчезла раз и навсегда. Халифам не удалось после завоеваний сплотить единый цельный межнациональный монолит. Народы, в державу входившие, испытывали на себе национальный и религиозный гнёт арабских завоевателей, сколько бы ни говорили последние об обратном. Достижения науки, искусства и философской мысли были слиты религиозными традиционалистами, для которых мыслящий свободно человек был главным врагом, мешающим устоявшемуся развитию ислама, на тот момент довольно прогрессивной религии в отличие от христианства, но задавленной ортодоксальными верующими, для которых свобода была неприемлема. Исключительно лишь искренняя и слепая вера в каждое слово Аллаха и пророка его Мухаммеда. Таким образом, Арабский Халифат раз и навсегда остался только лишь на страницах истории, отдав пальму первенства христианству более, чем на тысячу лет. Но побеждает ли ислам сегодня? Какие плюсы и минусы у неё есть? Об этом поговорим в другой раз.

На этом у меня всё. Если вам понравилось, ставьте лайк, делитесь статьёй с друзьями, помогите мне небольшим пожертвованием, если понравилось. Всего 10 рублей. Я буду очень благодарен. И да, статья про ксенофобию и расизм чернокожих по отношению к белым тоже была из проекта "Запретная история".