«Неравный брак». Картина, которая рушит свадьбы

11.03.2018

Около картины Василия Пукирева «Неравный брак» всегда витало достаточно большое количество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был довольно близок публике того времени, что никакого восторга не вызывал.

Вопросы породил другой момент – в образе шафера художник нарисовал самого себя. Это породило слухи о том, что сюжет был автобиографичен и был вызыван личной драмой Пукирева. А позже стали рождаться о магическом влиянии картины на женихов в годах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе решают отказаться от свадьбы…

Образ шафера на полотне вышел очень ярким, что в результате в центре внимания оказались не молодожены, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнавали самого творца сего шедевра, пошли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму – якобы его возлюбленную против ее воли выдали замуж за богатого сановника в годах.

Однако на самом деле прообразом данной картины стала история близкого друга Пукирева С. Варенцова. Он хотел взять в жены девушку, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев нарисовал в этой роли именно его, но позже сменил облик по просьбе товарища.

Пукирев изобразил жениха намного старше и неприятней, чем он был в реальной жизни. Но неравные браки были настолько привычным явлением в российском обществе XIX в., что такая интерпретация не казалась гиперболой – молодых дам правда часто отдавали замуж против их воли за зажиточных пожилых чиновников и купцов.

Самое странное началось после того, как картина «Неравный брак» была выставлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, посмотрев на нее, один за одним стали избегать женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторым из них становилось плохо – головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители дали прозвище этой картине «Кощей с невестой».

Историк Н. Костомаров рассказывал друзьям, что, увидев картину Пукирева, решил не жениться на молодой девушке. Можно ли это списать на магическое влияние картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный подтекст был настолько явным, что это явление выставлялось в стыдном свете. Седовласые женихи узнавали в неприятном образе старого генерала себя – и не хотели повторять его ошибку.