Запланированная трагедия "Саратовских авиалиний" или почему АН-148 не должен был взлетать

10.03.2018

Портал «78.ru» разбирается в причинах авиакатастрофы, произошедшей с самолётом Ан-148 в Подмосковье 11 февраля и приводит реальные документы. «События» публикуют материалы, а также запись последнего разговора пилотов, записанный бортовым самописцем за несколько секунд до удара самолёта о землю.

Летать нельзя

Обломки на месте крушения пассажирского самолета Ан-148   (Фото: Наталья Дмитрак / ТАСС)
Обломки на месте крушения пассажирского самолета Ан-148 (Фото: Наталья Дмитрак / ТАСС)

Начнём с того, что самолёты «Саратовских авиалиний» вообще не должны были подниматься в воздух, в том числе погибший АН-148. О том, что самолёты не должны взлетать знали владельцы компании, знали и пилоты. Это знание могло бы спасти 71 жизнь, но не спасло. Знали, но молчали — это, в итоге, наверняка сможет подтвердить следствие, а пока попытаемся самостоятельно разобраться в причинах гибели людей, которые не должны были погибнуть.

«Эксплуатант АО «Саратовские авиалинии» не способен безопасно выполнять коммерческие воздушные перевозки в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и условиями, указанными в эксплуатационных сертификациях»

Именно такая формулировка содержится в итогах аттестационной комиссии Росавиации, проводившей еще в июле прошлого года внеплановую проверку авиаперевозчика. Как сообщает «78.ru», этот документ имеется в распоряжении редакции:

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Вторая часть многостраничного документа содержит информацию об ужасающих нарушениях. Из документа следует, что из 82 сотрудников «Саратовских авиалиний», среди которых числятся пилоты, командиры воздушных судов, бортинженеры, 22 не имели и малейшего, вообще никакого права приближаться к воздушным суднам. Их летные свидетельства были просрочены, причем у многих на несколько лет. Восемь командиров воздушных судов не продлевали свои лицензии с 2014 года, в аналогичной ситуации находились четыре вторых пилота и 10 бортинженеров.

В итоговом докладе аттестационной комиссии содержится информация о том, что смена пилотов в компании достигала 22 часов вместо положенных 12-ти. По нормативам, если в смену пилоту приходится выполнять несколько рейсов, то ему необходимо проходить медицинское освидетельствование не реже, чем раз в 6 часов. Члены экипажей «Саратовских Авиалиний» могли подниматься в небо и вовсе без медицинских осмотров. В табель учета рабочего времени не включались часы, отведенные на подготовку бортов к полетам.

Таким образом глупо и прозаично экономились деньги — людям, как и во многих компаниях, недоплачивали. Проблемы возникали и с оплатой отпусков пилотов. И все это — на фоне удивительно стабильных финансовых показателей, о которых говорит первая часть вышеупомянутого документа.

Неутешительные выводы комиссии Росавиации позволили ей вынести решение о неспособности «Саратовских авиалиний» осуществлять безопасные для жизни авиаперевозки. Комиссия настоятельно рекомендовала ввести ограничения на деятельность компании. Крайним сроком устранения всех недостатков было установлено 18 января 2018 года. АН-148 с бортовым номером RA-61704 погиб в Подмосковье 11 февраля.

Челябинская школа

Место крушения Boeing - 737/ Фото: пресс-служба МЧС
Место крушения Boeing - 737/ Фото: пресс-служба МЧС

Сообщается, что второй пилот Сергей Гамбарян, который и совершил роковую ошибку при пилотировании Ан-148, проходил профессиональную подготовку в компании «ЧелАвиа». Название этого центра уже фигурировала в делах следственного комитета, в связи с материалами уголовного дела, возбужденного по факту авиакатастрофы в Казани.

Тогда, в 2013 году, в результате крушения «Боинга» погибли 50 человек. Следователям удалось выяснить, что один из пилотов купил летное удостоверение, о реальных навыках, естественно, речи даже и не шло – их не было. Коллеги и руководители авиакомпании «Татарстан» после признались, что командир воздушного судна на их глазах никогда не заходил на второй круг, обходилось без этого. В тот день не обошлось.

" Куда вниз-то?! Куда ты вниз? "

Последняя минута в кабине падающего самолёта, когда, видимо, все уже прекрасно всё понимают. Ситуация ужасна, что слышно по интонациям на расшифрованной аудиозаписи. Текстовый вариант переговоров командира воздушного судна (КВС) и второго пилота (ВП) за десятки секунд до гибели АН-148 приведены ниже:

КВС: Вверх! В-о-от.
ВП: Сейчас-сейчас.
КВС: А ты вни...
ВП: Вообще фигня какая-то!
КВС: Не, ну я так понял, ты хотел это... А ты, наоборот, вниз.
ВП: Ладно-ладно, потом разговаривать будешь. Я имею в виду все остальное. Так, контролируем все!
КВС: Все, все хорошо.
ВП: Все, скорость нормализовалась.
АВТОИНФОРМАТОР: Скорость сравнить, скорость сравнить.
ВП: Оп-оп-оп … 390!
КВС: Куда вниз-то?! Куда ты вниз? Зачем вниз?! Куда?!
АВТОИНФОРМАТОР: Скорость сравнить, скорость сравнить.
ВП: Да потому что, что хорош п****ть, 200 скорость, б**ть!
КВС: Высота! Высота! Высота!
АВТОИНФОРМАТОР: Terrain ahead! Terrain ahead! PULL UP! Terrain ahead! («Впереди земля! Наберите высоту! Впереди земля!»)
КВС: Вверх!
АВТОИНФОРМАТОР: Terrain ahead! Terrain ahead! PULL UP! Terrain ahead! («Впереди земля! Наберите высоту! Впереди земля!»)
КВС: Всё, п****ц!