Как нас агитировали в эпоху пандемии

14 September 2020

"Можно обманывать часть народа все время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время" А. Линкольн

Короновирусная истерия и объективная медицинская необходимость заставили политический бомонд страны, тунеядцев, интеллектуалов и прочих кандидатов начать активную борьбу в социальных сетях и мессенджерах за внимание периодически очень сильно уважаемого электората.

К 2020 году половина российского рекламного рынка ушла в интернет, при помощи социальных сетей штаб за выход Англии из ЕС победил на референдуме, Трамп стал президентом США, но... очевидно, влиятельные соцсети ранее не являлись определяющей площадкой итогов губернаторских выборов в Краснодарском крае. В данном электоральном цикле ситуация в корне изменилась. Ограничения массовых мероприятий, нежелание общаться с агитаторами, брать на улице флаеры, газеты и листовки вытеснили предвыборную борьбу в сеть, не спрашивая, хотят этого участники банкета или нет...

Пин-ап от художника Валерия Барыкина
Пин-ап от художника Валерия Барыкина

... половина электоральной базы в среднем от 5 до 7 раз в сутки заходит в социальную сеть, что существенно упрощает задачу агитации. Оставалось только "прийти, увидеть и победить"

Традиционно интернет пространство воспринимается площадкой, на которой доминирует оппозиция - данный перекос случился из-за невозможности подчас оппозиции транслировать свое мнение через традиционные СМИ (о причинах уважаемый читатель догадывается сам), но... в каждом правиле есть свои исключения:

губернатор Кондратьев к старту избирательной кампании имел внушительную базу подписчиков на собственные аккаунты:

Как нас агитировали в эпоху пандемии

Даже если посчитать подписчиков в наиболее популярные сетях в Instagram, ВК и ОК - получается: 358 527 человек. Это 8,5 % избирателей региона. Согласитесь, немало!

Легионы губернатора!

Не одними личными сетями главы пополнялось региональное информационное пространство...

Для жителей краевой столицы совершенно незамеченным прошел поистине тектонический сдвиг в районах края. Большинство муниципалитетов и глав районов обзавелись официальными аккаунтами с качественной целевой аудиторией, десятки из них имеют аудиторию больше 10 тыч. человек, а общее число подписчиков данной сетки превысило 700 тыс пользователей. Отметим, что если Вы не живете в Кореновске или Темрюке - то точно не станете подписываться на паблики района, правда? Таким образом появилась сеть из аккаунтов с отлично сегментированной целевой аудиторией по территориальному признаку. Эти аккаунты традиционно цитируют и репостят информацию о деятельности главы региона, выступая незаметной сетью агитации, если не видеть "картину целиком".

Ведущие СМИ края за последние два года совершили заметные успехи в росте аудитории в социальных сетях. К примеру, на аккаунты "Кубань 24" в Instagram подписано 270 тыс пользователей, в "ВК" - 64 тыс, "ОК" - 52 тыс. Телеканал «Краснодар» в Instagram собрал аудиторию в 78 тыс, газета "Кубанские Новости" в "ВК" - 55 тыс. Есть успехи у многих муниципальных СМИ, к примеру, газета "Анапское Черноморье" в Instagram - 20 тыс., "Новороссийский рабочий" - 24 тыс., "Туапсинские вести" - 13 тыс.

Как нас агитировали в эпоху пандемии

но... это далеко не весь использованный арсенал агитации!

Если внимательно проанализировать инфополе региона в соцсетях, то можно заметить, как 60-70 популярных неофициальных пабликов в разных муниципалитетах края репостят информацию с аккаунтов краевых СМИ. Примерно число подписчиков подобных пабликов - 4 млн пользователей. Таким образом, контент из пабликов СМИ получает максимальный охват. Почему так происходит, наверное писать не стоит...

внимание на репосты
внимание на репосты

Отметим, что за пару месяцев до выборов критика пропала во многих популярных аккаунтах региона, произошло это как по взмаху дирижерской палочки. Наверное, этот процесс не случаен. Паблики - это коммерческие проекты, которым хочется кушать.

Таким образом, к выборам была создана эффективная сетка доставки информации как в крупных городах, так и в станицах с максимальным охватом аудитории по всему региону. Конкурировать с этой невидимой машиной за внимание и количество "информационных касаний" к избирателю было невозможно! Кто-то хитрый и большой заранее отлично подготовился. Осталось только создавать контент и заливать его по отлаженным каналам доставки информации. Губернатор изначально был непобедим на информационном фронте в соцсетях.

Талантливо и креативно

Интересной и нестандартной получилась агитационная кампания в сети у Александра Сафронова (кандидат от "КПРФ"). Он фактически ввел в политическое пространство региона многие формы агитации, использовав их впервые, став пионером.

Кандидат несколько раз провел, ставшие из-за пандемии крайне популярными, прямые эфиры. Александр не отказывал в диалоге районным пабликам, популярным блогерам, журналистам.

Как нас агитировали в эпоху пандемии

Настоящий фурор вызвало появление Сафронова в одном из городских чатов Геленджика, куда политик пришел обсудить сложившиеся проблемы с водой. Пользователи были поражены подобной открытостью и не могли поверить в происходящее, постоянно задавая один и тот же вопрос:

Александр, это правда Вы?

Впервые кандидат в губернаторы Краснодарского края дал интервью федеральному YouTube-каналу. Беседу Александра Сафронова и Максима Шевченко на его авторском канале посмотрело 148 тысяч пользователей, чему способствовал посев ссылок на видео в пабликах КПРФ и союзных левых политических движений.

Как нас агитировали в эпоху пандемии

К финишу кампании Александр заболел и был ограничен в коммуникации с избирателями, он продолжил активную агитацию на своем проекте в YouTube: "Красный политобзор", кандидат регулярно высказывался по различным вопросам.

Как выяснилось в ходе бесед с товарищами по информационному фронту - каждый лайк имеет значение! Некоторые решили голосовать за молодого коммуниста просто за лайк или комментарий к их аполитичному посту.

Это была новаторская для региона кампания в сети, но... ограниченный ресурс в подписчиках не позволил кандидату по-настоящему переключить информационную повестку дня в сети, силы были изначально не равны.

подписчики А. Сафронова в соцсетях на 10 сентября 2020
подписчики А. Сафронова в соцсетях на 10 сентября 2020

Зажег, правда, всего раз за кампанию кандидат в губернаторы Денис Хмелевской! Действующий депутат Законодательного собрания края записал музыкальный клип, бодро зачитав рэп на фоне гор и рабочего места. Краевые паблики одарили талант массой репостов и просмотров, возросшей узнаваемостью кандидата.

...пока страдают люди, кто-то вечно тупит... (огонь, рекомендуем)

Как нас агитировали в эпоху пандемии

Самый интересный околовыборный проект в сети запустили директора 5 ведущих краевых СМИ, предложив в мессенджерах через чат-бот написать действующему губернатору свои обращения, проект назвали #НапишиКондратьеву. Впервые в регионе один и тот же контент транслировался одновременно в прямом эфире на аккаунтах пяти СМИ в YouTube, Instagram, ВК, ОК, Facebook. Редакторы рассказывали о наиболее популярных тематиках поступивших сообщений избирателей, а также выделяли наиболее проблемные моменты и анонсировали приезд журналистов в районы с целью разобраться в ситуации. Совокупно прямые эфиры смотрело более 10 тыс. пользователей, в последнем эфире появились стаканчики из Starbucks. Возможно, новый формат общения с аудиторией приглянулся рекламодателям?

Избирательная кампания в интернете была интересной и многое, что использовалось впервые на Кубани в агитации в сети в 2020 станет постоянным набором политтехнологов в будущем, так что привыкаем.

Главный вывод - оппозиция оказалась структурно не готова к борьбе за электорат, не хватило лояльных и дружественных пабликов по всему региону, которые бы транслировали повестку кандидатов. В 40 муниципалитетах края есть свое крупное интернет-сообщество, с каждым необходимо налаживать коммуникацию, если серьезно бороться за победу. Пока выстроить подобную систему получилось только у власти.

Нам бы хотелось воздать должное одной из партий, выдвинувшей кандидата в губернаторы, а именно "Партии Роста", она в своих социальных сетях выбрала уникальную стратегию агитации за своего кандидата: внимание на дату последнего поста в паблике!!! Это караул...

Как нас агитировали в эпоху пандемии

... сентябрь 2019 год, феноменально!

Уверен, даже если этот пост наберет тысячи просмотров, в группе ничего не изменится. Ребята, ставьте лайки, может они заметят, ну надо дать шанс людям!