Как строился Беломорканал.

Беломорско-Балтийский канал, сокращенно Беломорканал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море. Все мы слышали о нем, но не все знают какими силами и ценою скольких человеческих жизней он был построен.

Беломорканал был построен за рекордно короткое время, всего за 2 года. Трудом, заключенных Соловецкого, а впоследствии и других лагерей, под руководством Натана Френкеля. Перед заключенными стояла непостижимая задача,по приказу Сталина, требовалось построить канал без валютных средств, без использования машин и механизмов, в качестве стройматериалов использовать подручные средства. Осенью 1931 года начались работы, были привезены 100 тыс. заключенных из ГУЛАГа. Все работы велись вручную: лопаты, кирки, зубила, ручные пилы, тачки. Строители канала погибали от изнурительного труда, холода и недоедания. По официальным данным, за все время строительства Беломорканала, заключенных работавших здесь, составляет 126 тыс., по неофициальным, до 300 тыс.

Дневной рацион каналостроителей составлял 500 грамм хлеба и баланда из морских водорослей. Заключенным не выполнявших норму, пайки урезали. На некоторых участках работы не прекращались ни днем ни ночью.

Согласно официальным данным во время строительства канала в умерло в 1931 году 1438 заключенных (2,24% от всего числа ), в 1932 году — 2010 человек (2,03%), в 1933 году — 8870 заключенных (10,56%).По другим данным, на стройке Беломорканала погибло от 80 тысяч до 200 тысяч человек. Но впрочем есть и светлая сторона, по окончанию строительства было освобождено около 12 тысяч. человек.

В июле 1933 года Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и Сергей Киров совершили прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. Канал получил имя Сталина. Сталину постройка не понравилась, он назвал ее слишком мелкой и узкой. С началом войны канал пришлось подорвать, вся его южная часть была уничтожена. Канал был введен в строй лишь в 1946 году.