Ко Дню космонавтики: Георгий Гречко о космосе и фантастике

12 April
Ко Дню космонавтики: Георгий Гречко о космосе и фантастике

Ко Дню космонавтики мы публикуем текст, который был напечатан в газете "Солидарность "№ 20  (30.05.2007), посвященный летчику -космонавту Георгию Гречко. Он делится своими мыслями о других цивилизациях, космическом туризме, а также о том, были ли американцы на Луне.

Георгий Гречко: о границах фантастики и реальности

25 мая исполнилось 76 лет дважды Герою Советского Союза, человеку, которым наша страна по праву гордится, - летчику-космонавту Георгию ГРЕЧКО. Несмотря на почтенный возраст, в душе Георгий Михайлович остался все тем же романтиком, исследователем космоса: полагает, что инопланетяне существуют, и не исключает, что они систематически прилетают на Землю. Фантастика? Да, но ведь космонавт и говорил об этом на встрече с молодыми писателями-фантастами. Однако речь шла не только о возможности существования иных цивилизаций, но и о реальных проектах космических кораблей.

ВСТРЕЧА С НЛО

funik.ru
funik.ru

Есть такой анекдот: существуют два способа вывести Россию из кризиса, фантастический и реальный. Фантастический - что мы сами начнем работать, а реальный - что прилетят инопланетяне и все сделают за нас. Видимо, в связи с этим писатели-фантасты спросили у Георгия Гречко о возможной встрече с инопланетянами и о том, готовили ли к ней космонавтов.

- Когда мы готовились к полетам, такого вопроса даже не стояло. Никто серьезно о летающих тарелках не говорил, - ответил космонавт. Однако потом он продолжил:

- Меня больше всего интересует в космонавтике встреча цивилизаций. Поэтому я был потрясен рассказом “Попытка к бегству” Стругацких, а потом - “Трудно быть Богом”. Я не для того стал космонавтом, чтобы сидеть и ждать, когда к нам прилетят другие цивилизации, я хотел сделать маленький шажок навстречу. Существуют ли другие цивилизации - мы не знаем. Попытки что-то доказать ни к чему не приводят, остается только верить или не верить. Верить, конечно, интереснее. Например, когда я прочел, что Тунгусский метеорит может быть инопланетным кораблем (гипотеза Казанцева), я сказал себе: я там буду. И мы там были, но ничего от корабля не нашли. А про нашу Землю мне больше всего мне нравится такая фантастическая гипотеза, что на самом деле Земля принадлежит гораздо более развитым цивилизациям. Я летал над Землей. Я видел, какая она красивая. Посмотрите вокруг: тепло, светло, уютно, а мы не ценим этого. Вот на Землю и прилетают инопланетяне, чтобы отдохнуть, как в пансионат. Считается, что инопланетяне живут на планете Небиру, которая сближается с нами раз в 3600 лет. Следующее сближение будет 23 декабря 2013 года. А вдруг это правда? Если я прав, то они могут прилететь и уничтожить нас, как до этого четыре других цивилизации? за то, что мы не следили должным образом за Землей. Так что нам остается еще несколько лет, чтобы исправиться.

О полетах к звездам и возможной встрече с иными цивилизациями рассказывал и писатель, работающий в жанре космической фантастики, Антон Первушин. Он отметил, что как мировая пилотируемая космонавтика, так и мировая космическая фантастика сегодня находятся в определенном кризисе. Связано это с тем, что, по его словам, “космонавтика - это избыточный вид деятельности человека, и он нуждается в непрерывном обосновании”:

- Основоположники космонавтики обосновывали необходимость создания космических кораблей и космической экспансии проблемой перенаселения. Сейчас мы от этой угрозы ушли, а угроза падения метеорита на людей не особо действует. Мы же должны понимать, что такой трудоемкий процесс деятельности, как создание космического корабля, должен иметь конкретную цель. Для основоположников космонавтики такой целью был Марс, и это длилось на продолжении целого века: с середины XIX по середину XX века. Они практически не сомневались, что Марс - это древняя планета, очень похожая на Землю, на которой, возможно, существует высокоразвитая цивилизация, обогнавшая нас в развитии. Если же этой цивилизации там нет, то в любом случае Марс похож на Землю и может служить второй базой для человечества, второй планетой, на которой человечество будет жить. Но, к сожалению, были сделаны открытия, показавшие, что Марс - совершенно бесплодная, безжизненная планета. И наступило разочарование.

В свое время полет в космос был хорошей национальной идеей Советского Союза. Но стремиться в космос надо не только из-за какой-то конкретной цели, а просто потому, что если человечество не будет развиваться, то оно начнет деградировать. Если бы люди всегда интересовались только утилитарными целями, то они вообще бы не развивались, а до сих пор жили в пещерах.

- В Америке сейчас говорят: зачем лететь на Марс, когда нам надо ликвидировать последствия урагана? А кроме ураганов существует еще проблема бедности, нехватки лекарств и прочее, - добавляет Георгий Михайлович. - Есть очень простое решение этого вопроса. Сейчас накоплено оружия столько, что человечество может уничтожить друг друга раз четырнадцать. Так пусть все страны снизят свои военные расходы на один - два процента. Если это сделают все одновременно, то опасность войны снизится, а этих процентов хватит и на борьбу с бедностью, и на ликвидацию последствий ураганов, и на Марс, и, может быть, на звездолет. Зачем уничтожать друг друга четырнадцать раз, если нам и тринадцати хватит?..

НА ЛУНЕ

kod.ru
kod.ru

Споры о том, были ли американцы на Луне, до сих пор будоражат общество, поэтому хотелось получить ответ на этот вопрос от человека, непосредственно связанного с полетами:

- Когда я говорил о других цивилизациях, я сказал, что там ничего нельзя доказать. Что же касается американцев на Луне, то я гарантирую, что они там были. Я знаю это точно, потому что мы с ними соревновались. Сначала мы опережали американцев, но потом они бросили на эту задачу все средства и технологии. Мы проиграли еще и потому, что у нас кибернетика должным образом не развивалась, и любой элемент электронной схемы приборов у американцев был в несколько раз меньше, чем у нас. Мы очень ревниво следили за каждым их шагом, отслеживали каждый этап. Более того, когда первые американцы ходили по Луне, то репортажа об этом не было только в Китае и в СССР. Но на Шаболовке сигнал принимали, и мы, космонавты, видели, как они там ходили.

Откуда берутся слухи о том, что их там не было? На некоторых фотографиях непонятны тени, еще вроде бы какой-то источник света. Что это могло быть? Я расскажу историю про себя. У меня есть удостоверение первого начальника почтового отделения в космосе. У меня была задача: штемпелем, который на Земле не использовался, проштемпелевать для почтовых музеев всего мира конверты. После этого штемпель должен был уничтожиться, а в музее остаться уникальные конверты. Я начинаю штемпелевать конверты, но ничего не получается. Невесомость. Если ты жмешь на этот штемпель, то сам улетаешь, и отпечаток получается плохой. Если ударяешь, то рука отскакивает, так как ничего не весит, и получается двойное изображение. В конце концов, я приловчился, кое-как это сделал, но отпечаток все равно был нечеткий. Потом, когда был в Мюнхене, решил зайти в почтовый музей, посмотреть, и увидел прекрасно отпечатанные конверты. То есть на Земле их потом перепечатывали. Но эти конверты и эта печать действительно были в космосе!

Та же самая история с американцами. Если снимок американского знамени на Луне получился плохо (а снимать в скафандре очень тяжело), то, конечно, в Голливуде подправили. Но это не значит, что не было полетов! Так что я гарантирую, что американцы шесть раз были на Луне. Тринадцатый “Аполлон” не долетел, но этот полет я считаю еще большим достижением, потому что благодаря квалификации Центра управления и самих астронавтов они смогли вернуться при взрыве.

ВЗРЫВОЛЕТ

www.1zoom.ru
www.1zoom.ru

- Почему мы считаем, что в настоящее время нет технологии, способной осуществить полет к звездам? Такая технология существует, - говорит Первушин.

Он рассказывает, что есть проект “Орион”, разработанный в США, о котором незаслуженно забыли. Сегодняшняя проблема космонавтики в том, что космические корабли вынуждены тащить на себе огромные баки с горючим и окислителем. То есть, как говорят специалисты, топливо везет само себя, а чтобы разогнаться, надо брать с собой большие запасы окислителя и горючего. Из-за этого космические корабли такие маленькие и в них очень тесно. В проекте “Орион” принцип совершенно другой.

Представьте себе космический корабль, за которым находится щит-толкатель, и с этого космического корабля сбрасывается маленькая атомная бомба. Она взрывается, и импульс толкает щит, причем довольно интенсивно. Этот принцип впервые использовался в проекте “Орион” как серьезная инженерная разработка. Учеными центра было построено несколько рабочих моделей. Большое количество их разрушилось, но уже в ноябре 1959 года удалось запустить одну модель на стометровую высоту, что доказало принципиальную возможность устойчивого полета при использовании такого ядерно-импульсного двигателя.

Как рассказал Первушин, авторы проекта быстро поняли, что без помощи государства им не обойтись. В апреле 1958 года они обратились в Управление перспективных исследований Министерства обороны США, и оно дало согласие на финансирование проекта с бюджетом 1 млн долларов в год. Первый проект “Орион” выглядел следующим образом: его общая масса планировалась в 100 тыс. тонн, при этом большую часть этой массы составляла полезная нагрузка. Предполагалось, что будут браться атомные заряды мощностью в килотонну, на этапе взлета они должны были взрываться с частотой раз в секунду, затем чуть реже. Но проект не состоялся. Дело в том, что НАСА довольно ревниво смотрело на любые проекты, альтернативные своему “Аполлону” и так или иначе лоббировало их закрытике. Плюс в 1963 году был подписан договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах - атмосфере, космическом пространстве и под водой.

В Советском Союзе тоже разрабатывался подобный проект. В июле 1961 года ученые собрались в Кремле для обсуждения перспектив развития атомной промышленности. Сахаров тогда предложил разработать космический корабль на взрыволетной технологии с использованием водородных бомб. Этот “взрыволет” должен был подниматься на высоту порядка 25 - 30 км с помощью обычных ракетных двигателей, и оттуда уже сбрасывать бомбы и разгоняться до соответствующих межпланетных скоростей. Но этот проект тоже был закрыт из-за того же договора 1963 года.

Сейчас все более популярным становится привлечение средств от “космического туризма”. Поэтому писатели поинтересовались отношением к нему Георгия Михайловича.

- Не царское это дело - возить туристов в космос, потому что в космос летят за знанием. Основную идею выразил еще Циолковский. Он сказал, что надо лететь в космос, чтобы “достичь бездны могущества и гор хлеба”. Возить туристов в космос - это все равно что микроскопом забивать гвозди. Конечно, почему бы не забить, но микроскоп может решать более интересные задачи. Поэтому я не сторонник, - ответил он.

В завершение космонавт сказал, что был очень рад этой встрече:

- Мне казалось, что современная молодежь более прагматична, и такая ерунда, как фантастика и космос, ее не интересует. Поэтому мне было очень приятно видеть ваши глаза: живые, любопытные, умные. Значит, мир еще не обречен.

Юлия Рыженкова, журналист газеты "Солидарность"

Ко Дню космонавтики: Георгий Гречко о космосе и фантастике

Не забывайте подписываться на наш канал!

Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org