Молодые, горячие, злые

29.03.2018

О фильме “Забастовка” режиссера Эдварда Джеймса Олмоса

1968 год - знаковое время для мировой истории. Этот год запомнился драматическими событиями в разных странах. В Чехословакии случилась “Пражская весна”, в Париже прошли студенческие протесты, а в США были убиты Мартин Лютер Кинг и Роберт Кеннеди. И все это на фоне продолжающейся войны во Вьетнаме. Было еще одно событие, произошедшее в то время в Америке, о котором не то что мало кто помнит, но, возможно, и никогда не слышал. Это забастовка школьников-мексиканцев в Восточном Лос-Анджелесе.

Там в марте 1968 года на улицы вышли тысячи учащихся средних школ и колледжей с требованием уважительного к себе отношения и лучших условий обучения. В 2006 году актер и режиссер Эдвард Джеймс Олмос увековечил память о тех событиях, сняв о них фильм под названием “Забастовка”.

Олмос сам родился в мексиканской семье в Восточном Лос-Анджелесе, закончил там школу и университет. Поэтому о протестах 68-го он знает не понаслышке. В своем фильме режиссер делает акцент не на художественную составляющую, а на подлинность рассказываемой истории. Уже в начале цветные съемки чередуются с черно-белыми и вставками с хроникой тех лет. Главная героиня Паула приходит в свою школу спустя годы, и все, что предстанет в фильме дальше, будет ее воспоминаниями. В целом сюжет схематичный и не отличается большой оригинальностью. Издевательства над учениками, рост сопротивления, бунт, предательство, победа - на этих событиях, если коротко, строится фабула фильма. Но в любом случае картина Эдварда Джеймса Олмоса заслуживает внимания хотя бы по той причине, что рассказывает об уникальной истории борьбы за свои права со стороны национального меньшинства, в которой главной действующей силой стали подростки.

Герои сначала долго терпят, причем даже в прямом смысле слова. Им запрещено пользоваться туалетом на переменах и говорить в стенах школы на родном испанском языке.

Перед тем, как объявить этому бойкот, они формулируют в письменной форме изменения, которые считают необходимыми для нормальной учебы. У них получилось 39 пунктов, среди которых обучение на двух языках, учебники, адекватно отражающие историю американцев мексиканского происхождения, отмена телесных наказаний. Вроде бы ничего криминального. Но руководство школы эти требования воспринимает в штыки и что-либо менять отказывается. Диалог оказывается невозможен, а подросткам ничего не остается, кроме как начать забастовку.

В фильме есть несколько эпизодов, вызывающих не только сильные эмоции, но и ассоциации с сегодняшним днем. Самыми эмоциональными кадрами становятся моменты, когда к забастовке школьников присоединяются их родители, и протест становится всеобщим. Когда смотришь, как ведет себя полиция во время этих демонстраций, как реагируют власти на происходящее, удивляешься ощущению, что ты где-то это видел. И ловишь себя на мысли, что похожие методы запугивания участников протестных акций и их разгону до сих пор живы в нашей стране.

Тогда же, в 1968 году, власти Восточного Лос-Анджелеса судили самых активных участников забастовки по обвинению в организации заговора. Правда, через два года они были оправданы, а еще раньше требования школьников начали постепенно воплощаться в жизнь. Заканчивается фильм фрагментами интервью с реальными участниками тех событий. Среди них, кстати, исполнительный продюсер картины Моктесума Эспарса. “Решение присоединиться к забастовщикам было не самым серьезным шагом для меня на тот момент: я был молод, горяч и зол”, - объясняет один из активистов. “Мы сумели понять, что, когда мы вместе, наш голос может быть услышан”, - вспоминает еще один герой тех событий. Как добавляет другая участница забастовки, “мы не совершали никакого преступления, мы всего лишь протестовали”.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков:

- Конечно, это не про профсоюзы в их обычной организационной форме. Это, скорее, про дух профсоюзов, каким он должен быть. А то, что описанная в фильме забастовка учеников против унижений на национальной почве произошла на самом деле и все события - “так и были”, придает ситуации особую реалистичность. Вопрос, собственно, в том, чем мы готовы жертвовать, защищая свои права и права своих товарищей? Школьники в Калифорнии пятьдесят лет назад, например, были готовы к дубинкам полицейских.

И еще один вопрос. У нас в последние годы общественники или - как сейчас модно говорить - волонтеры в большинстве своем строили работу на теме “мы несем добро”. Это, конечно, прекрасно и правильно. Но оборотной темой - “мы противостоим несправедливости, нарушениям прав, злу” - занимаются гораздо меньше. Не секрет, что последняя тема может интерпретироваться как антигосударственная деятельность (а иногда таковой и бывает). Так вот: профсоюзы вполне успешно позиционируются как организаторы просвещения, досуга и т.д. А вот тема “противостояния злу” - низким зарплатам, увольнениям, нарушениям прав - у нас в публичной сфере менее развита, не так активно декларируется. Потому что она более опасна? И здесь мы снова возвращаемся к вопросу о готовности жертвовать...

Короче говоря, интересные события происходили в Лос-Анджелесе за год (день в день!) до моего дня рождения.

АФИША

“Забастовка”

Фильм освещает историю борьбы студентов и школьников американо-мексиканской диаспоры за свои права в 1968 году. В основе картины - реальная история молодого учителя средней школы Сала Кастро. Он и группа учеников в Восточном Лос-Анджелесе решили провести мирную забастовку в знак протеста против несправедливостей системы государственных школ.

В ролях:

Янси Ариас - Панфило Крисостомо, Алекса Пенавега - Паула Крисостомо, Майкл Пенья - Сал Кастро.

Награды:

ALMA Awards (2007) - лучший режиссер - Эдвард Джеймс Олмос; Black Reel Awards (2007) - лучший режиссер, лучший актер - Майкл Пенья, лучшая актриса - Алекса Пенавега, лучший фильм и лучший киносценарий; Gold Derby Awards (2006) - лучший актер - Майкл Пенья.

Светлана Прокудина, кинокритик