Песни отчаянных горняков

30.03.2018

О фильме “Округ Харлан, США” режиссера Барбары Коппл

“Восемнадцать тысяч американских горняков и их семьи лишены всех конституционных, гражданских и самых простых человеческих прав. Они живут в условиях жесточайшего террора, в тисках которого их держат бандиты и закоренелые преступники”. Телеграмму с таким текстом направил в 1931 году видным общественным деятелям США писатель Теодор Драйзер. В тот момент он кроме прочего являлся председателем Национального комитета защиты политических заключенных. Не без труда собрав единомышленников, Драйзер отправился в горнодобывающий штат Кентукки, округ Харлан, чтобы обратить внимание американцев на ужасающее положение шахтеров в этом районе.

Сорок с лишним лет спустя, в начале 1970-х, туда же отправится 27-летняя Барбара Коппл, начинающая режиссер-документалист. Несколько лет в округе Харлан она будет снимать хронику новой войны горняков с владельцами шахт. В октябре 1976-го состоится премьера ее документального фильма “Округ Харлан, США”. В начале 1977-го дебютантка Коппл получит за него “Оскар”.

Фильм “Округ Харлан, США” начинается с песни о буднях шахтерской жизни и о том, что ежедневный спуск в подземелье для горняков становится привычкой и частью души. Песни будут звучать в картине на всем ее протяжении, будто бусины, которые режиссер нанизывает на длинную нитку событий. Вначале кажется, что песни эти были написаны специально для фильма. Но их авторы - жены горняков, и песни создавались не для кино, а для возможности выговориться. И для поддержания боевого духа рабочих, ожесточенно боровшихся за свои права. Лейтмотивом фильма стала песня “На чьей вы стороне?”, созданная в те самые 1930-е годы, когда в Харлан ездил Теодор Драйзер. В 1973-м эта песня стала своеобразным гимном шахтеров, чья забастовка продолжалась 13 месяцев.

Барбара Коппл снимает своих героев крупно. Она дает возможность всмотреться в лица этих людей, прочувствовать их переживания и разделить их возмущение от произвола вокруг. Низкие зарплаты, отношение к рабочему человеку хуже, чем к животному (без всяких метафор), трудно выносимые условия не только труда, но и обычной жизни шахтеров и их семей. К слову, в начале 1970-х годов в домах горняков не было даже водопровода. Если бы Драйзер дожил до этого времени, он без сомнения испытал бы шок от того, что ничего за эти годы в жизни харланских шахтеров не изменилось. Ничего, кроме духа борьбы. Стремление рабочих заставить себя уважать, энергия их протеста обрели в 70-е новую силу. И Барбара Коппл это бесстрашно фиксирует, ходит следом за своими героями на все пикеты и на все баррикады. И слово она дает тоже всем: и владельцам угольной компании, и сторонникам Союза шахтеров, и тем, кто считает, что профсоюзы разрушают США.

Особую роль в харланских событиях, развернувшихся в начале 70-х, сыграли, как ни странно, женщины шахтеров. Вот чья энергия и решительность действительно не знали границ! В фильме Барбары Коппл мы видим целую галерею женских портретов: от престарелых матерей до юных жен горняков. И эти образы производят одно из самых сильных впечатлений.

В 2000 году о масштабной забастовке шахтеров в штате Кентукки был снят телевизионный художественный фильм “Война округа Харлан”. Вышел ли он таким же захватывающим, как у Коппл, - неизвестно, картины нет в открытом доступе. Но думается, даже самое талантливое игровое кино изначально обречено на проигрыш перед документальными кадрами, запечатлевшими не актеров, а реальных людей, неистово борющихся за свои права.

С окончанием забастовки в 1974 году борьба шахтеров не закончилась. Как показала Коппл в своем документальном фильме, протесты возникали и в последующие годы. Главное условие, которого добивались горняки, - это право на забастовку. В финале картины один из рабочих, вернувшись в шахту после длительного перерыва, уверенно говорит на камеру, что они будут продолжать бороться - шахтеры всегда будут бороться.

Карьера же Барбары Коппл в дальнейшем будет тесно связана с телевидением. Как приглашенный режиссер, она станет участвовать в съемках сериалов. В конце 1980-х Коппл вернется к документалистике и снимет фильм “Американская мечта” о забастовке рабочих мясокомбината, принадлежащего крупнейшему американскому производителю продуктов Hormel Foods. За этот фильм Коппл получит свой второй “Оскар”.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков:

Без предисловий. Это лучший документальный фильм о профсоюзах, который я до сего момента видел. По ряду параметров. Во-первых, я не понимаю, как технически удалось снять всех участников забастовки в эпизодах, непосредственно характеризующих их роль в этой истории. И если с профсоюзным собранием это примерно понятно (хотя там отнюдь не “говорящие головы”), то с бандитами, охраняющими штрейкбрехеров, или с полицейскими, стоящими лоб в лоб с пикетчиками… Просто невероятно. А точнее - подчеркивает уровень фильма.

Во-вторых, это не только история о конфликте по линии “собственник - профсоюз”. Это и конфликт внутри профсоюза между коррумпированными боссами, нанимающими убийц для конкурентов, и их оппонентами. Слово “демократия” в нашей стране несколько затерто и воспринимается по-разному. Но если мы имеем в виду народовластие внутри профсоюза, то стоит посмотреть на его реальное воплощение в этой истории. А заодно на претензии, которые высказывают некоторые шахтеры после (вроде бы) победы и заключенного соглашения - теперь уже к новому руководству профсоюза.

Это очень эмоциональный и рациональный фильм одновременно. Я бы показывал его не только молодым профактивистам, но и их коллегам постарше. Чтобы не забывали - как бывает.

АФИША

“Округ Харлан, США”

Фильм 1976 года, снятый режиссером Барбарой Коппл, рассказывает о знаменитой Бруксайдской стачке 1973 года, получившей название “Кровавый Харлан”. Тогда 180 горняков со своими женами выступили против руководства угольной шахты и горно-обогатительного комбината, расположенных в округе Харлан и принадлежащих компании Duke Power.

Награды

Лауреат “Оскара” в номинации “Лучший документальный полнометражный фильм”;

48 место в Национальном реестре американских фильмов;

24 место в списке “Лучшие документальные фильмы по версии британского журнала Sight & Sound” (2014 год);

374 место в списке “Лучшая тысяча из когда-либо существовавших фильмов по версии New York Times”.