Джон Захария Делореан. История одного мечтателя или как создавалась «машина времени»

Рассказываем историю создателя знаменитой машины времени из фильма «Назад в будущее». Почему производство автомобиля было столько скоропостижно свернуто, и какими недостатками обладал автомобиль – подробнее в статье.

Автомобиль DeLorean известен всем, кто хоть немного связан с автоиндустрией. Оригинальная машина с футуристическим внешним видом и открывающимися вверх дверями до сих пор вызывает интерес. Но возможно, не все знают о человеке, который дал ей свое имя. Отец первых американских muscle-cars, авантюрист и великий инженер. Джон Захария Делореан подарил нам «машину времени» и создал авто-икону стиля для целого поколения.

Вы же знаете, что за любым именитым брендом, за любой великой маркой стоит талантливый человек. Хотя правильнее сказать, стоит мечта. Сегодня я расскажу вам историю одной мечты, историю одной большой и светлой мечты.

Путь к успеху

Наш герой Джон Захария Делореан, тот самый создатель прототипа «машины времени» из фильма «Назад в будущее». Он всегда был из тех, кто с самого детства умел не только мечтать, но и много трудиться для того, чтобы его грезы оживали. Его детская страсть проводить всё свободное время в гараже отца, ковыряясь в машинах, уже тогда определила его будущее. Делореан всегда стремительно шел к любой цели, отлично учился в школе, без экзаменов был принят в технический колледж, затем престижный частный Laurence Technical Institute. Даже вынужденная служба в армии не помешала ему. В тяжелые послевоенные годы он возвращается к учебе и в 1948 успешно заканчивает в статусе бакалавр машиностроения. И здесь важно сделать отметку, что Джон навсегда сохранит эту страсть к учебе и саморазвитию. Затем будет еще «Инженерный институт Крайслера» и все возможные бизнес-классы.

Делореан начинал свою автомобильную карьеру в Chrysler, затем Packard, и наконец, General Motors. Если смотреть на карьеру Джона сквозь временные рамки – мы увидим, насколько она была стремительная, он буквально несся через компании и послужные ступеньки, как на спортивном автомобиле, к которым всегда испытывал сильные чувства. Начальник отдела перспективных разработок, главный инженер, а затем и вице-президент корпорации General Motors. Ему было 40. И он стал самым молодым сотрудником в истории GM, занимающим такую должность. Компания Pontiac, которая была в кризисе, с приходом Джона получает свежее дыхание, новый толчок развития. А Pontiac GTO (детище Делореана) стал культовой моделью и открыл эру американских muscle-cars.

Делореан очень быстро приобретает знаменитость. В те времена он любит быть в центре внимания, приковывать к себе взгляды. Яркая внешность, волнистые волосы, бакенбарды, высокий рост (1,92), статный красавец, любимец женщин. Он носил стильные костюмы, которые шили специально под него, тщательно следил за своей внешностью и умел не только зарабатывать деньги, но и тратить их красиво, например, в обществе известных моделей.

Но внезапно в 73-м Джон уходит из компании. Версий такого ухода много, как подозрение во взятках, так и усталость Делореана от строгих правил компании GM. На тот момент Делореану и автогиганту удается всё же расстаться хорошо. В подарок Джон даже получил дилерский центр Cadillac во Флориде и пожизненную пенсию. Джон Делореан уже был женат на фотомодели Кристине Ферраро, имел двоих детей и мог просто наслаждаться спокойной роскошной жизнью, к которой привык. Но страстная натура не ищет покоя. Мы же помним, что с самого детства он искал, творил, учился. Ему всегда было мало. Узнаете? Этот почерк всех талантливых и немного сумасшедших людей. Гении. Они всегда притягивают к себе миллионы чужих сердец и не могут остановиться. И Делореан решается воплотить свою главную мечту в жизнь. Он хочет создать «этичный спорткар», который по стоимости должен был занять место между Chevrolet Corvette и Porsche 911. Джон только начал проект, как пенсионные отчисления из GM тут же прекратились. Конечно, Делореан был возмущен и в отместку решает выпустить книгу «Вся правда о General Motors», где открывает тайны компании и описывает корпоративную этику.

«...С 1949 года, когда автомобили получили коробку «автомат» и гидроусилитель руля, никаких существенных новинок внедрено не было. Почти четверть века застоя! Вместо технического совершенствования продукции автопром пустился в сбытовой разгул, всучивая покупателю старые машины под видом чего-то нового и полезного. Из года в год мы побуждали американцев продавать свои старые авто и покупать новые только потому, что изменялся их дизайн... Хотя это и служит обвинением мне самому, как одному из руководителей, остается истиной, что все предлагаемое нами потребителю представляло собою ранее приготовленный подогретый ужин».

Книга стала бестселлером и даже на территории нашей страны переиздавалась несколько раз. Но главная цель Делореана была показать GM, какими на самом деле должны быть автомобили будущего. Он хотел создать необыкновенный, быстрый, безопасный и экономичный авто. Главным инженером проекта становится Билл Коллинз, а дизайн поручен Джорджетто Джуджаро. Так, в 1975 году рождается DeLorean Motor Company. И уже через год прессе был представлен прототип машины-мечты DeLorean DMC-12.

Настоящий фурор!

Тогда все были восхищены необычным внешним видом: клиновидный нос, двери «крыло чайки», несущая конструкция из пластика и панели из листов полированной нержавеющей стали. Легкий кузов около 1000 кг, уникальные для того времени подушки безопасности и необычные бамперы, которые выдерживали удар на скорости до 16 км/ч. Еще одна важная деталь – разный диаметр передних и задних колес. Неудивительно, что в первые дни продаж DMC получила на свой автомобиль 4 000 оплаченных заказов. На дворе были семидесятые, и все вокруг только и говорили об этом автомобиле. Это был взрыв. Это была очередная заявка о себе, от привыкшего побеждать Джона Захария Делореана.

Пообещав выпуск в 1978, Джон начинает искать финансовое обеспечение для своего проекта. Правительство Великобритании пообещало ему кредит (около $100 миллионов) с условием создания 2500 рабочих мест в Северной Ирландии. Так в пригороде Белфаста начинается строительство завода. Но тут же нужно было решать и вопрос с технической разработкой проекта автомобиля. Задача создать серийный автомобиль с чистого листа в течение 2-х лет невыполнима даже для крупных корпораций с большим штатом сотрудников, что говорить про небольшую и молодую пока еще DeLorean Motor Company. Но ситуация осложнялась еще и тем, что у Делореана не было лишних средств и времени, поэтому разработка технической документации поручается английской компании Lotus и Колину Чапмену.

Английские инженеры приступают к проекту и отказываются от многих технических решений, принятых по проекту DMC-12. Просто потому, что они оказываются дороги в масштабах крупного производства и на их реализацию нет времени. Так отказались и от пластикового кузова ERM, заменив стеклопластиком. Тот самый прогрессивный мотор Ванкеля, который так хотел Делореан, поменяли на скромный 2,9 литровый V6 от Peugeot, Renault, Volvo. Всего 130 л.с., но по цене подходил лучшего всего. Но даже эти изменения не помогли проекту избежать отставание по времени. Завод был готов в 1980, но первый авто сошел с него только в 1981.

Но тут последовали новые трудности. У первых DMC-12 страдало качество сборки. Сказывалось отсутствие опыта у ирландских сотрудников завода. Делореан жестко приказал не выпускать автомобили из ворот завода даже при наличии малейших дефектов и отгрузка машин клиентам, которые давно внесли предоплаты, задерживалась. На помощь пришли сотрудники британского завода Chrysler, который закрылся. Это были серьезные профи своего дела и проблему с качеством, наконец, удалось закрыть.

Закат империи

Но теперь вставал вопрос о спортивности всего авто. Обещанные 8.8 секунд разгона до сотни на деле превратились в 10 с половиной. Управляемость тоже была далеко неспортивной. Плюс из-за изменений материалов конструкции авто, увеличился и вес автомобиля. Но главной проблемой стал 6-цилиндровый мотор PRV слабый, капризный и прожорливый. В итоге конечная цена ($25 000) авто также оказалось вдвое выше той на которую рассчитывали создатели. И все выше описанные проблемы только усиливались с удвоенной силой. Обязательства перед Lotus, гарантийные выплаты, стиль жизни самого Делореана, всё это вводило в компанию дополнительные долги. Нужно было рассчитываться с поставщиками, рабочими завода, непогашенные выплаты росли. А разочарованные покупатели в США уже начали отказываться от своих заказов. Как итог, компанию признают финансово несостоятельной, назначив временного управляющего. Но Делореан не мог так просто отказаться от своей мечты. Он не привык сдаваться и искал выход. Ему нужно было найти около $20 миллионов и вернуть управление в свои руки. Однако внести платеж так и не удалось. История нашего героя превращается в настоящий детектив. Джона Делореана арестовывают прямо в гостиничном номере известного отеля и обвиняют в контрабанде наркотиков. Делореан снова в центре событий и на первых полосах газет. Казалось бы, всё как он привык, только привкус славы совсем другой. Знаете, как это бывает, вчерашний герой превращается в главного загнанного зверя, пнуть которого не гнушается никто. Его начали травить на ТВ и в печатной прессе, вспомнили любовные интрижки, смелые заявления, приписывали связь с мафией.

Но в ходе судебного процесса выяснилось, что дело сфабриковано ФБР. И Джон Делореан был умышленно подставлен. Озвучивалась версия, что дело с контрабандой 100 кг кокаина – это месть компании GM за ту самую книгу.

Джона оправдали, но компанию спасти уже не удалось. Репутация была испорчена. Банки отказывали в кредитах, а без них исправить финансовое положение DeLorean Motor Company было невозможно. Иски и повестки в суд за мошенничество, уклонение от уплаты налогов шли один за другим. Правда, всякий раз Джона Делореана оправдывали.

Жена с детьми ушла. От привычного образа жизни ничего не осталось. Только мечта. И тут начинаются первые чудеса. DeLorean DMC-12 получает главную роль в фильме «Назад в будущее», обойдя в кастинге Mustang. И как оказалось, хороший фильм может не только «оживлять» героев на экране, но и машины в жизни.

Автомобиль получает дополнительный виток внимания, новый шанс. Фанаты фильма и просто коллекционеры и сегодня стремятся заполучить DeLorean DMC-12 к себе в гараж. Тогда в 70-е на заводе в Данмари собрали около 9000 машин и многие из них до сих пор на ходу. Мы даже нашли одно объявление о продаже в России.

После фильма Джон Делореан даже напишет благодарственную записку создателям, ведь увидеть, как его машина получает новую жизнь, пусть и только на экране - это настоящее волшебство.

А в 2008 году Техасская компания выкупила права и возобновила выпуск DeLorean DMC-12. И каждый год с завода выходит около 20 автомобилей. В США даже есть несколько клубов любителей DeLorean. По отзывам автовладельцев, настоящая легенда не требует много внимания и нетребовательна в уходе. К сожалению, Джон Делореан не дожил до момента, когда его DMC-12 снова начали выпускать. Но ведь самое главное - мечта сбылась. Необычный автомобиль клиновидной формы DeLorean DMC-12 навсегда покорил сердца истинных ценителей. И возможно, прямо в эту минуту уже какой-то другой мечтатель жмет на педаль газа самой загадочной машины целой эпохи DeLorean DMC-12.