Как избежать дезинформации

<100 full reads
150 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 45% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Дезинформация годами разрастается и проникает в умы пользователей. Как и любой другой выносливый вирус, она находит новые пути, чтобы атаковать, но не наши тела, а наш разум.

Она носит разные имена: фейк-ньюс, инсинуация и так далее. Вне зависимости от названия дезинформация пагубно на нас влияет, особенно сейчас, когда восприятие пользователей происходит через призму последних эмоционально заряженных событий.

Годами ложные факты формировались из фальшивых веб-статей, вращающихся вокруг глупейших тем, таких как мифы о том, что положенный в носок лук сможет вылечить от простуды. Но сейчас дезинформация подкралась к гораздо более зловещим и темным уголкам сети и приняла форму такого известного формата, как, например, мем – скриншот с небольшим зачастую «сенсационным» текстом и изображением описываемых событий.

Главный редактор Lead Stories, веб-сайта проверки достоверных фактов, Алан Дьюк отмечает, «мемы – наиболее опасны, так как, используя всего лишь от 7 до 20 слов, некто способен написать откровенную ложь, а пользователи поверят этому и необдуманно распространят ее в сети. И создать подобный мем можно всего за 2 минуты».

Невозможно посчитать, насколько много в сети сейчас находится ложной информации, потому что ее распространение онлайн зачастую бывает безжалостным.

Кэти Байрон, руководитель программы медиаграмотности в Институте Пойнтера, некоммерческой журналистской организации, отметила, что количество дезинформации неумалимо растет. Особенно это распространено среди подростков, которые практически каждый день делятся в сети постами неизвестного происхождения.

«В связи с пандемией люди все чаще ищут информацию в интернете», – говорит госпожа Байрон. «Становится все труднее и труднее найти нужные данные и чувствовать уверенность в том, что потребляешь достоверные факты».

Дезинформация, по ее словам, также проникает и в видео. С помощью современных инструментов редактирования людям с небольшим техническим опытом и минимальным оборудованием стало слишком легко создавать видео, которые, по-видимому, имеют высокую производственную ценность. Часто реальные видеоклипы отрываются от контекста и соединяются вместе, чтобы рассказать другую историю.

Дезинформация может нанести огромный ущерб нашему благополучию в то время, когда люди отчаянно нуждаются в информации, такой как, например, медицинские рекомендации. Фейк-нюьс также могут разжечь гнев и заставить людей совершать насилие.

Как позаботиться о себе и о близких людях и как адаптироваться, чтобы избежать манипуляций и распространения ложной информации? Прежние методы выявления фейк-ньюс, такие как проверка статей на опечатки и фальшивые веб-адреса, теперь менее актуальны. Нужно использовать более сложные методы потребления информации, такие как собственная проверка фактов и выбор надежных источников новостей.

Как избежать дезинформации

Стань ревизором фактов

Заведи привычку пользоваться горячими клавишами для быстрого поиска информации: Ctrl + T (или Command + T на Mac). Это сочетание клавиш создает новую вкладку браузера в Chrome и Firefox. Ты будешь часто им пользоваться. Зачем это надо: позволяет получать некоторые ответы на вопросы с помощью быстрого поиска в сети.

Это все – часть упражнения, которое Кэти Байрон называет горизонтальным чтением. Во время изучения статьи сначала используй горячие клавиши, чтобы быстро открыть вкладку браузера. Затем задай себе эти вопросы:

  • Кто стоит за этой информацией?
  • Каковы доказательства?
  • Что говорят другие источники?

Можно поискать информацию об авторе контента, если он известен. Можно узнать, что другие публикации говорят о той же теме. Если найденная информация не повторяется в других источниках, она может быть ложной.

Ты можешь также открыть другой браузер, чтобы найти нужные доказательства. Например, с помощью мема можно выполнить обратный поиск изображения, использованного в меме:

  • включи поисковую систему Google;
  • в верхнем правом углу нажми на "Картинки";
  • загрузи фотографию или вставь веб-адрес фотографии в строку поиска.

Это покажет, где еще изображение появилось в сети и не хотят ли тебе внушить ложную информацию, вырванным из контекста изображением.

С видео все сложнее. Существует особый плагин для браузера под названием InVID, который можно установить в Firefox и Chrome. Это инструмент для верификации видеоконтента, в том числе распространяемого в социальных сетях.

Через плагин InVID возможно получить контекстуальную информацию о виде из YouTube и Facebook, Instagram, Twitter. Он фрагментирует видео, разбивая его на ключевые кадры и с этими кадрами обращается к поисковым системам для проведения так называемого обратного поиска. Практически тот же процесс, что и с поиском изображений в Google.

Подробнее о том, как обращаться с плагином InVID можно посмотреть здесь.

Но самым важным является другой урок: найдите минутку, чтобы подумать.

Шаг первый состоит в том, чтобы замедлиться, сделать паузу и спросить себя: достаточно ли я уверен в информации, чтобы поделиться ею с остальными? Если бы все так делали, мы бы увидели резкое сокращение дезинформации в интернете.

Выбирай новости внимательно

Предлагаем еще одно упражнение по осознанности: обдумай, откуда ты получаешь информацию. Вместо того чтобы полагаться исключительно на информацию, появляющуюся в твоей новостной ленте в социальных сетях, выбери набор публикаций, которым ты доверяешь. Например, газету, журнал или программу новостей, и регулярно обращайся к ним.

Основные средства массовой информации далеки от совершенства, но они подвергаются процессу стандартизации, который обычно не наблюдается в пользовательском контенте.

Многие люди попадают в ловушку, думая, что все источники информации - несовершенны. Именно тогда пользователь действительно начинает чувствовать себя потерянным и подавленным и открывает себя источникам, от которых ему действительно следует держаться подальше.

Самое страшное в дезинформации – это когда она выходит за пределы цифровых медиа и находит свой путь в реальный мир.

Материал является адаптированной версией статьи из журнала New York Times.