Либерализм, терпимость и вот это все. Как выдерживать разницу?

Разница между людьми порой настолько велика, что удивительно – как они уживаются на одной планете?
Разница между людьми порой настолько велика, что удивительно – как они уживаются на одной планете?

Борьба за права "меньшинств" и "ущемленных" в любых сферах (по половому признаку, гендерному, национальному, религиозному, по росту, внешности, уму, здоровью) поднимает на поверхность все самое неприятное в человеке.

Например, те самые "фобии", в которых в цивилизованных странах и признаваться-то не очень прилично.

Страх и ненависть – маркеры, что от чего-то хочется отшатнуться (когда страшно) либо уничтожить (если ненавидят кого-либо).

В чем же ужас? Неужели толстые заразят полнотой, а лилипуты уменьшат рост человека?

Грозит ли Европе (и нам, как ее части) из-за излишнего либерализма сплошное заселение переселенцами или сплошная аутизация тех, кто лояльничал с аутистами?

Откуда пошли "страх и ненависть в Лас-Вегасе"

Раньше, в родоплеменные времена, было просто. Есть наши, они безусловно хорошие. Есть "чужие", они безусловно плохие. Наших перебьют, женщин обрюхатят, ужас же. Поэтому чужих надо вовремя ликвидировать, пока они чего не натворили.

А чужой может стать своим только через ритуалы и обучение – как "быть правильным нашим" (вспомним фильм "Последний самурай", например).

Потом мы настолько расселились, смешались, взбалтывались во вселенском коктейле, что стало очень сложно определять, где "наши", а где уже те самые опасные и страшные "чужие".

И хуже того: когда не на кого проецировать (выплескивать наружу) свои страхи и ярость, они остаются внутри.

Отсюда, возможно, столько заболеваний типа рака или аутоиммунных.

Мы уже и едим "не свое", и носим, и слушаем, и проникаемся этой "культурой чужаков", кто бы ни был назначен на эту роль.

Смешение приводит к сумятице и панике: что делать теперь? Кого гонять? Кого ненавидеть?

Как выдерживать разницу между людьми

Когда пали ритуалы, системы, структуры, стерлось понимание, кто свой, а кто чужой, многим стало тяжело.

Потому что справляться с тем, кто ты есть, сложно – все время чудятся гонения, притеснения и приходят страхи типа "а вдруг меня затопчут".

  • Вдруг, набирая сельских жителей в вуз, обойдут моего городского ребенка.
  • Вдруг, выбирая депутатку или назначая руководительницу вместо мужчины, обойдут повышением меня.

Есть страх поражения в правах у того "условного большинства", которому вменяется в вину та самая нетолерантность.

И если видеть этот процесс, понимать, что "бл-лин, теперь придется конкурировать не только со "своими", мужиками, но и с женщинами, претендующими на вакансию", то становится полегче. Это становится просто реальность.

А не "коварный план вот этих гадов, которые чужие".

Итого: быть более терпимым, принимающим всякие необычные проявления у людей:

  • Легко, если знаешь себя. Знаешь, в чем твои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. Отличительные черты.
    Если знаешь, что ты тоже особенный, а не только ребенок-аутист или негр-гомосексуал))
  • Трудно, если не знаешь себя. Если все время ощущаешь "покушение на свою территорию", которая была дана (мыслилась как своя) по праву пола, веса, места рождения, роста, иммунного фактора, гендерных предпочтений.
Задача "уничтожить все различия между людьми" очень страшна в своей сути
Задача "уничтожить все различия между людьми" очень страшна в своей сути

Фактор морали и нравственности

Есть мораль (внутренний закон), а есть нравственность (внешний закон).

Нравственные нормы принимает общество в целом (эх, давненько у нас такого не бывало). Мораль каждый для себя выбирает сам.

Нравственно ли выходить на гей-парады? Конечно, нет! Потому что у нас пока царит представление о нравственности эротики такое: ее надо прятать у себя дома под одеялом. Даже гетеро-пара, целующаяся на улице города (кроме Москвы и Питера) вызывает брезгливые взгляды окружающих.

Морально ли? Да, каждый из участников принял для себя, что это хорошо – показывать "мы есть".

В итоге люди руководствуются либо нравственными установками (как правильно, а как – нет) и несут их дальше в свет, требуют их соблюдения, либо личной моралью (и ее доказывать никому не надо).

Быть терпимым к различиям:

  • Легко, если руководствуешься внутренней моралью (и человек в курсе, что она личная, в т.ч. и для других, поступающих по его личным меркам аморально).
  • Трудно, если опираешься на чужие нормы, не прожеванные и не продуманные внутри себя (этакий нормативный фаст-фуд).

Чем вы лояльнее – тем лучше вы знаете себя и тем больше опираетесь на мораль. Чем менее лояльны к всяким "меньшинствам" – тем ближе к сохраняющим некие "общественные нормы".

Правда, нормы какого именно общества – это уже большой вопрос...