БА-27. Первый советский бронеавтомобиль.

24.06.2018

К 1925 году в Красной Армии служили несколько сотен броневиков зарубежного или дореволюционного выпуска. Пройдя интервенцию и гражданскую войну, уставшие и давно исчерпавшие все ресурсы, они срочно нуждались в замене. И тогда руководством страны принимается решение о создании и организации производства новых машин такого типа. Работы по созданию новой бронированной машины начались в 1926 году. Автомобиль было решено строить на модернизированном шасси грузовика АМО-Ф-15 (35 л.с). В его пользу говорили наибольшая распространенность, приличный клиренс в 250 мм и приемлемая масса. Позже было использованно слегка доработанное шасси грузовика АМО-3. Уже летом 1927 года техническая документация была готова. Постройку бронекорпуса и сборку машины выполнили на Ижорском заводе, и к концу года прототип бронированного автомобиля, получивший обозначение БА-27 был испытан.

Бронеавтомобиль БА-27 на шасси АМО-Ф-15.
Бронеавтомобиль БА-27 на шасси АМО-Ф-15.

С этого же года он стал выпускаться заводом небольшими партиями. В это время на Горьковском заводе «Гудок Октября» была освоена сборка грузовых автомобилей «Форд-АА» и «Форд-Тимкен» из импортных деталей . Их шасси так же примерил на себя новый бронеавтомобиль. Для этого бронекорпус пришлось слегка переделать – шасси «Тимкен» было с тремя мостами. Эта модель получила индекс БА-27М и обладала боевой массой в 5 тонн и двигателем в 40 л.с.

Бронеавтомобиль БА-27М.
Бронеавтомобиль БА-27М.

Работы шли быстро – в 1928 году новый бронеавтомобиль уже принят на вооружение. Первоначально экипажи бронеавтомобилей насчитывали четырех человек. Это обуславливалось применением дополнительного поста управления, расположенного в корме. Позже его упразднили. Это упростило конструкцию, а так же отпала необходимость в четвертом члене экипажа. Корпус бронемашины собирался из листов брони различной толщины на заклепках. Листы брони в корме и лобовой части машины были установлены со значительным уклоном, их толщина составляла 8 мм, а бортов – 7 мм. Крыша автомобиля была толщиной 5мм, а днище – 3 мм. Вооружение автомобиля находилось в башне от танка МС-1, имевшей форму шестигранника и устанавливаемой на крыше.

Расположение экипажа в БА-27. В корме виден дополнительный пост управления.
Расположение экипажа в БА-27. В корме виден дополнительный пост управления.

Танк МС-1, от которого заимствованна башня.
Танк МС-1, от которого заимствованна башня.

Оно состояло из 37-мм пушки с плечевым упором и 7.62-мм пулемета. Поворот башни - руками, с помощью механического привода . Максимальная скорость на твердых дорогах – 40 км/ч. Надо сказать, что БА-27 был не самой плохой для своего времени машиной, но главное – простой и дешевой в производстве.

Вариант БА-27 на шасси автомобиля "Форд-АА".
Вариант БА-27 на шасси автомобиля "Форд-АА".