МАЗ для армии.

31.07.2018

Производство грузовых автомобилей в Минске, как и в Кременчуге, выросло из Ярославского автомобильного завода, который был переориентирован на производство двигателей. Так получилось, что в армии этот завод отметился многоосными шасси и тягачами. Хотя в начале своей «карьеры» и производил полноприводные грузовики для нужд военных. Но знаменитость ему принесли гражданские модели - основная масса отечественных тягачей выполняющих международные перевозки и перецепку состояла из автомобилей марки «МАЗ». А начиналось все со сборки в Минске самосвала ЯАЗ-205 в 1947 году. Полноприводная же версия для армии - МАЗ – 502 появился в 1957 году.

МАЗ – 502
МАЗ – 502

Но не сказать что бы она очень нравилась военным – их сделали немного, около 10 тыс. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что 502-й не был первым серийным вездеходом Минского завода. Пока готовили машину для армии, успели освоить модель для Минлеспрома СССР – первый серийный лесовоз МАЗ 501, производство которого стартовало в 1955. А МАЗ-502 со временем в войсках заменил «Урал 375».

МАЗ 501.
МАЗ 501.

Попытки Минчан вернутся с новым грузовиком на базе модели 500 не увенчались успехом. Хотя полноприводные лесовозы на базе новой модели выпускали.

Опытный 4х4 МАЗ-505.
Опытный 4х4 МАЗ-505.

История получила продолжение в 1986 году, когда появилось задание на новый грузовик. Прототип трехосного вездехода МАЗ 6317 был готов в 1987-м. Дальше были тяжелые испытательные пробеги и рекомендации к серийному производству.

МАЗ-6317.
МАЗ-6317.

И вариант 4х4  МАЗ-5316.
И вариант 4х4 МАЗ-5316.

И в 1991 году появляется приказ о постановке данного автомобиля на вооружение Советской Армии. Но встать под ружьё ему было уже не суждено - развал Советского Союза изменил судьбу грузовиков. Они стали никому не нужны и на некоторое время о них забыли. Новый виток биографии начался только в 1998 году, когда они поступили на службу в ВС Беларуссии.

___________________________________________________Из «ЯАЗа» в «КрАЗы»