Они дошли до стен Рейхстага: легкий бронеавтомоиль БА-64

Бронеавтомобиль БА-64Б
Бронеавтомобиль БА-64Б

Когда началась Великая Отечественная война на Горьковском автозаводе вовсю шла подготовка к производству ГАЗ-64, армейского автомобиля повышенной проходимости. Для фронта такая машина была необходима как воздух – других похожих просто не было. А так же у нас не было современных полноприводных бронеавтомобилей для разведки и управления войсками во время боя. А у немцев были – SdKfz 221. Поэтому предложение Горьковчанами создать на базе ГАЗ-64 легкий бронеавтомобиль получило одобрение, а уже в июле 41-го были запущены конструкторские изыскания по проекту. Автомобиль разработали в рекордные сроки – за 6 месяцев, и после проведенных испытаний и приёмки, он пошел в армию. Было это летом 1942-го. Первые машины отправилась на Брянский и Воронежский фронт.

БА-64Б
БА-64Б

И немецкий аналог SdKfz 221
И немецкий аналог SdKfz 221

Корпус бронемашины -сварной, листы стали из которых он изготовлялся были толщиной от 4 до 15 мм и устанавливались под значительными углами наклона. Вход и выход из машины осуществлялся через две двери в бортах корпуса, по обе стороны от водителя. Надо сказать, что корпус бронеавтомобиля был небольшого размера и внутри, мягко говоря, было тесновато. Водителя расположили по центру автомобиля, а командир, по совместительству и стрелок – располагался за спиной водителя, несколько выше. На крыше бронекорпуса монтировалась башенка в виде усеченной пирамиды с восемью гранями. Толщина её стенок 10 мм. Крыша у башни отсутствовала- так можно было стрелять по воздушным целям. Поворачивать башню надо было в ручную, имелся тормоз для ее фиксации в нужном положении. Вооружался БА-64 пулеметом ДТ. Автомобиль получился достаточно подвижным – скорость на дорогах с твердым покрытием достигала 80 км/ч. А на пересеченной местности полный привод показывал отличные результаты проходимости. В 1942 году БА-64 прошел модернизацию вместе с донором шасси – ГАЗ-64 и стал обозначатся БА-64Б. Автомобилю расширили колею, повысили с 50 до 54 л.с. мощность двигателя, улучшили систему охлаждения, в переднюю подвеску добавили по амортизатору с каждой стороны. Производство БА-64Б началось весной 1943 и продолжалось до 1946 года.

БА-64Б у стен Рейхстага, Берлин
БА-64Б у стен Рейхстага, Берлин

Особенно незаменимым автомобиль был в городских боях, где пригодилась его способность вести огонь по верхним этажам зданий. Однако существовали и другие модификации этого автомобиля, с отличным вооружением. Версия с пулеметом ДШК называлась БА-64Д. При всей привлекательность этого пулемета для бронеавтомобиля, он оказался слишком большой для башни БА-64, машина в серию не пошла.

БА-64Д
БА-64Д

Так же неудачно в 1944 году пытались приспособить к автомобилю новый пулемет Горюнова СГ-34. Он был длиннее ДТ и не имел плечевого упора, что снижало точность стрельбы. Модернизация не была рекомендована к принятию на вооружение. Пробовали установить на БА-64 и ПТРС (пятизарядное противотанковое ружье Симонова). В Горьком эти работы так и небыли доведены до конца, по не совсем понятным причинам, войсковая же модернизация с установкой и ПТРД и ПТРС имела место быть.

С противотанковым ружьём (войсковая модернизация)
С противотанковым ружьём (войсковая модернизация)

Пытались из БА сделать и легкий десантный бронетранспортер. Модель называлась БА-64Е и помещалось в неё шесть человек десанта. Ну как помещалось – машина оказалось очень тесной, отзывы с фронтовых испытаний – негативными, и тему закрыли.

БА - 64Е
БА - 64Е

После войны БА-64Б использовались качестве учебно-боевых машин примерно до 1953 года.