Тяжелый пулеметный мотоцикл Красной Армии:ТИЗ-АМ-600.

13.07.2018

ТИЗ-АМ-600 с боковым прицепом.
ТИЗ-АМ-600 с боковым прицепом.

30-е годы в нашей стране были ознаменованы бурным развитием промышленности. Даже нет, не развитием – становлением. Мало научится производить новый вид техники. Надо научится производить эту технику в необходимых количествах! Так создавались производства, осваивались материалы и технологии. Вот и в Москве строился велосипедный завод. По замыслу выпускать на нем собирались велосипеды и мотоциклы, прототипами которых должны были стать модели английской фирмы BSA. А пока этот завод строился, приобретенные образцы английских мотоциклов превращали в чертежи и производственную документацию сотрудники института НАТИ, и попутно, сколько могли, изменяли «буржуйскую» конструкцию (унификация, трудности в освоении некоторых технологий, более проверенные решения для наших условий). Но по сути машина осталась английской – тормоз слева, кикстартер справа. Именовали мотоцикл АМ-600 («АМ» - значит армейский).

Одиночная пулеметная версия ТИЗ-АМ-600.
Одиночная пулеметная версия ТИЗ-АМ-600.

На параде с пулеметом ДТ.
На параде с пулеметом ДТ.

Его выпуск запланировали начать в Москве в 1931 году. Но сроки по заводу срывались, а армии нужны были мотоциклы! И производство передаётся на Таганрогский инструментальный завод (ТИЗ) имени Сталина. Это был уже в 1935 год. На ТИЗе дела у мотоцикла пошли веселее – в том же году была готова первая промышленная партия мотоциклов ТИЗ-АМ-600. Довольно быстро эти машины обрели популярность и репутацию надежных и долговечных машин. Они прошли Великую Отечественную, много их дожило до нашего времени и находятся в музеях и частных коллекциях.

Чем же был необычен этот аппарат? Во первых, на тот момент это был самый мощный отечественный тяжелый мотоцикл – его двигатель развивал 16 л.с. И при этом имел хорошие тяговые показатели – сказывалась умеренная форсировка, длинноходность и нижнее расположение клапанов. Он допускал движение на низшей передаче с минимальной скоростью 13 км/ч. Коробка передач была четырехступенчатой и размещалась в отдельном картере, а привод на неё и с неё на заднее колесо был открытой цепной передачей. В целях повышения надежности зажигание было от магнето, а генератор, аккумулятор и реле отдельной цепью обслуживали системы освещения. Рама представляла собой прочную и в тоже время ремонтопригодную конструкцию. Она собиралась на болтах из 13 трубчатых элементов. Мотоцикл выпускали в Таганроге до начала войны, а с приближением фронта завод перебрался в Тюмень, где мотоциклы продолжали производить до 1943 года.

Ещё по теме:
«Попробуй меня заведи»: ПМЗ-А-750
"Миллионник" Ижевского завода.
DKW для России - ИЖ 49
От пулеметов к мотоциклам: К-125
«Урал» М-73. Герой не своего времени…