22 796 subscribers

Аморальный «Школьный вальс», который разгромили учителя

4k full reads
5,8k story viewsUnique page visitors
4k read the story to the endThat's 69% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Как стало известно в середине восьмидесятых, в СССР секса не было. А уж о том, что интимные отношения могут существовать между подростками и вовсе нельзя было заикнуться. Поэтому когда режиссёр Павел Любимов надумал снимать ленту «Школьный вальс» про любовь десятиклассников, киночиновники возмутились.

Кадр из фильма «Школьный вальс»
Кадр из фильма «Школьный вальс»

На студии имени Горького, которая как раз и занималась созданием детских и юношеских фильмов, сценарий драматурга Анны Родионовой раскритиковали. А вот Павел Любимов горой встал за эту историю. Он вообще был режиссёром-реалистом и показывал в кино жизнь без прикрас.

Тема, скажем так, «неуместной» беременности уже прозвучала в его картине «Женщины» (1966), но там внебрачный малыш появился всё-таки у женщины за 20.

Но и подростковая беременность в сценарии Родионовой его не испугала. Вместе с Анной Любимов буквально торговался за возможность снять ленту. Руководство студии сначала настаивало, чтобы герои были студентами, а не школьниками, потом умерили притязания и просили, чтобы героиня забеременела после последнего звонка. Но в конце концов нашли более-менее сносный компромисс:

десятиклассница нарушила все этические нормы как раз в ночь перед последним звонком.

Помните, как на праздник она приходит в чёрном фартуке, в отличие от одноклассниц в белоснежных фартуках. Это как раз было ярким символом: девушка уже перестала быть девушкой.

После затяжного и непростого утверждения сценария отбор актёров был на удивление быстрым. Главную роль отдали Елене Цыплаковой, которая, конечно, школьницей уже не была. У Елены уже был актёрский опыт, на её счету было несколько картин, а дорогу в кино ей открыла сама Динара Асанова, в фильме «Не болит голова у дятла» которой Цыплакова и дебютировала.

Безответственным соблазнителем стал однокурсник Елены по ГИТИСу Сергей Насибов. Ему на площадке было сложнее: в кино он до того не снимался, поэтому учился всему на ходу. Временами из-за неопытности

Сергей доводил Любимова, который славился вспыльчивостью, до белого каления, но в итоге они научились договариваться.

Мало того, уже после выхода фильма зрители восхищались гармоничностью экранной пары Елена и Сергея, и никто даже не подозревал, как дались съёмки начинающему актёру, дебютировавшему в сомнительном образе. Кстати, массовку,

экранных школьников, образовали другие однокурсники Цыплаковой и Насибова, и, возможно, такое свойское окружение облегчало работу работу и главным исполнителям.

Соперницу героини Елена Цыплаковой сыграла Евгения Симонова. Несмотря на молодость, Евгения была звездой первой величины - её обожали за трогательную Машу из драмы «В бой идут одни „старики“» (1973). Евгения была старше коллег, уже успела выйти замуж и родить дочь. Но благодаря очаровательной внешности и хрупкости на экране смотрелась такой же десятиклассницей, как и другие актёры.

Первый показ «Школьного вальса» прошёл на съезде педагогов. И им

история категорически не понравилась недозволенной откровенностью и даже некоторой развратностью.

Как и многие другие картины на темы спорные и неоднозначные, фильм мог бы отправиться на полку, но режиссёр Павел Любимов и сценарист Анна Родионова взялись его продвигать. Любимов ездил по стране. показывая ленту в небольших кинотеатрах, а Родионова и вовсе отважилась написать письмо всесильному Михаилу Суслову. И, как ни удивительно, это сработало: картину в прокат выпустили. Правда, категорию присвоили самую низкую, в крупных центральных кинотеатрах не демонстрировали, особой рекламы не давали. Но даже в таких условиях «Школьный вальс» сумел стать одним из лидеров проката и завоевать признание.

Единственное, что немного расстроило аудиторию (а меня это расстраивает до сих пор) - открытый финал, из которого так и непонятно, будут ли герои вместе. На этом окончании настояла Анна Родионова, решившая, что именно неопределённость будет самым жизненным решением в этой ситуации. Уже в новом веке она и Сергей Насибов подумывали снять продолжение, но оно не состоялось. И, думается, это правильно.

А вы считаете «Школьный вальс» провокацией и морально разлагающей картиной?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Аморальный «Школьный вальс», который разгромили учителя