20 975 subscribers

«Единственная...» - первый советский фильм про любовь без хэппи-энда

29k full reads
38k story viewUnique page visitors
29k read the story to the endThat's 77% of the total page views
2 minutes — average reading time

Писатель Павел Нилин был вхож в кинематографическую среду. Его произведения экранизировали ещё до войны, и режиссёры любили с ним работать. В 1972 году вышел его очередной рассказ «Дурь», который тут же полюбился читателям. И это было удивительно, потому что

в «Дури» Нилин описал советскую семью, которая разбилась из-за поспешных решений. Мало того, у читателей не оставалось никакой надежды на воссоединение героев,

и это было очень нетипично для произведений того времени. Ознакомился с рассказом и режиссёр Иосиф Хейфиц. История ему понравилась, так что он решил снимать фильм по ней.

Кадр из фильма «Единственная...»
Кадр из фильма «Единственная...»
Кадр из фильма «Единственная...»

В Госкино идея экранизировать чересчур приземлённую историю о восторга на вызвала. Хейфиц убеждал чиновников, что настало время показать не парадную сторону жизни, а реальность, в которой действительно много бесперспективных романов, расставаний, уставших друг от друга супругов, измен. Отказ следовал за отказом, но в конце концов Хейфиц добился разрешения. И немалую роль в этом сыграли его опыт и авторитет: режиссёр, которому было уже под 70, давно числился в корифеях советскго кино, поэтому сумел переубедить худсовет. Но

называть ленту «Дурь» ему всё равно категорически запретили, так что в работу она пошла как «Мечта о Тихом океане»,

поскольку главный герой мечтал отправиться на Дальний Восток.

В роли того самого героя, шофера, жена которого увлеклась другим, Хейфиц видел только Валерия Золотухина и тут же предложил ему сниматься. Валерий согласился, и многие считают, что роль доверчивого Коли Касаткина стала его бенефисом.

А вот руководителя хора, неудачника и деревенского соблазнителя, должен был играть Алексей Баталов. Баталов был любимцем Хейфица. они неоднократно работали вместе, так что было вполне закономерным пригласить его. Но незадолго до съёмок Хейфиц случайно столкнулся с Владимиром Высоцким, который совсем недавно снялся у него в драме «Плохой хороший человек».

Высоцкий обмолвился, что хотел бы снова поработать с Хейфицем, и тот предложил ему провинциального неудачника в запускавшемся фильме.

Высоцкий согласился, и это стало ещё одной удачей.

Больше всего проблем возникло с исполнительницей главной роли. Иосиф Хейфиц перепробовал массу актрис, включая Людмилу Гладунко, Ларису Малеванную, Наталью Богунову, но никак не мог сделать выбор. К моменту начала съёмок актрисы всё ещё не было. Потом режиссёр отыскал в провинциальном театре никому не известную артистку и даже начал снимать её, но это всё равно было не то. Устав от поисков, он отправился в театр и попал на представление с участием Елены Прокловой. Елена уже была знаменитой: школьная мелодрама «Звонят, откройте дверь», в которой Проклова снялась десятилетней девочкой, превратила её в юного кумира советских зрителей.

Увидев Елену, Хейфиц в секунду опознал в ней ту самую чувственную и слишком уж жалостливую Танюшу Фешеву, которая, сама того не желая, стала женой-изменщицей.

Людмила Гладунко и Лариса Малеванная тоже попали в ленту, сыграв вторую супругу героя и его сестру.

Работая над фильмом, Хейфиц охотно принимал придумки артистов и многие включал в историю. Он вообще считал, что на площадке собрался уникальный состав, хотя с одной из знаменитостей разругался вдрызг. Это была Татьяна Пельтцер, снимавшаяся в эпизодической роли. Когда артистка тоже что-то предложила изменить в образе героини, режиссёр отказал.

Пельтцер это оскорбило, они с Хейфицем поссорились, причём настолько, что озвучивала героиню Татьяны Ивановны другая актриса.

Когда фильм монтировали, стало понятно, что название «Мечта о Тихом океане» истории совершенно не подходит. И только фильму дали новое название - «Единственная...», с которым он и вышел в прокат. Судьба у него была счастливой: мелодрама хоть и не завершалась хэппи-эндом, стала кинохитом не только в СССР, но и в других странах. А ещё лента открыла зрителям новую Елену Проклову, уже не юную перспективную звёздочку, а взрослую женщину и серьёзную актрису.

А как вы считаете, Иосиф Хейфиц был прав, когда отобрал у зрителей надежду на воссоединение бывших супругов?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
«Единственная...» - первый советский фильм про любовь без хэппи-энда