Фильм Кончаловского, открывший двух будущих звёзд

13k full reads
17k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 76% of the total page views
1 minute — average reading time

К режиссёру Андрею Кончаловскому можно относиться по-разному, но сложно не признавать его заслуги перед отечественным кино. Но и его карьера не всегда была ровной и удачной:

в 1965 году Кончаловский успешно дебютировал с картиной «Первый учитель», но спустя два года попал в опалу из-за мелодрамы «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».

Лишь благодаря случайности режиссёр получил следующий заказ: Госкино намеревалось снять фильм по классическому произведению. В 1968 году страна готовилась отмечать 150-летие со дня рождения писателя Ивана Сергеевича Тургенева, так что именно его и решили экранизировать. Написанием сценария занялся сам Кончаловский, помог ему в этом драматург Валентин Ежов. Ну а за основу взяли один из самых популярных романов Тургенева «Дворянское гнездо», добавив в него героев и сюжеты из рассказов «Гамлет Щигровского уезда» и сборника «Записки охотника». Над названием долго не думали: лента позаимствовала узнаваемое название романа. Съёмки «Дворянского гнезда» стартовали.

Кадр из фильма «Дворянское гнездо»
Кадр из фильма «Дворянское гнездо»
Кадр из фильма «Дворянское гнездо»

На главную роль режиссёр хотел найти ту самую тургеневскую девушку, образ которой сложился в произведениях писателя. Но выбрать героиню было не так-то просто. И тут вновь вмешался случай.

В коридорах киностудии «Мосфильм» заблудилась студентка Щукинского училища, которая шла на съёмки совсем другой картины.

Там она должна была сниматься в массовке, но по воле судьбы открыла дверь в другой павильон. Тут её и заметил режиссёр и предложил ей главную роль. Этой везучей студенткой оказалась Ирина Купченко, для которой роль в «Дворянском гнезде» стала дебютной и восхитительно успешной.

Другую главную роль сыграл ещё один дебютант. Строго говоря, для актёра провинциального театра Леонида Кулагина участие в «Дворянском гнезде» стало уже второй работой в кино. Но первый фильм, где он снялся в 1967 году, «Начало неведомого века», оказался на полке и до кинотеатров не дошёл, так что

фактически зрители впервые познакомились с Кулагиным в экранизации Тургенева.

Конечно, не обошёлся Кончаловский и без звёзд. Заметного героя сыграл патриарх советского кино и театра Василий Меркурьев, а вот в соблазнительную красавицу, роковую женщину, неверную жену сломавшую планы главного героя, перевоплотилась польская кинозвезда Беата Тышкевич. На родине она была уже хорошо известна, с Польшей у СССР отношения были тёплые, многие наши артисты снимались в польских картинах, а поляки приезжали в Советский Союз, чтобы поработать с советским режиссёрами.

Кончаловский пригласил Тышкевич как настоящую звезду, где-то даже заграничную, и на неё делалась главная ставка.

Несмотря на то, что «Дворянское гнездо» критики восприняли неоднозначно, большинство всё-таки отметило, что лента потрясающе атмосферна и безупречно решена с точки зрения художественного оформления. В этом была огромная заслуга художника Николая Двигубского, которого пригласил Андрей Кончаловский (впоследствии они часто работали вместе). Двигубский жил во Франции, окончил Академию художеств, но был удивительно чуток, когда дело касалось русской старины (впрочем, наверняка играло роль русское происхождение). Правда, ему, тогда начинающему художнику, пришлось отстаивать свою точку зрения перед Марией Мерцаловой, авторитетнейшим историком моды, которая на «Дворянском гнезде» была консультантом по костюмам, но

непростое сотрудничество двух творческих личностей определённо пошло на пользу фильму и помогло зрителю перенестись на век назад и буквально дышать воздухом прошлого века.

Кстати, по рассказам некоторых свидетелей, на съёмках случались неприятная история. Беата Тышкевич в кадре часто появлялась в эффектных старинных украшениях. Это были вовсе не бутафорские изделия, а настоящие ювелирные украшения с драгоценными камнями. Это были принадлежавшие матери режиссёра, Наталье Кончаловской, драгоценности, которые она предоставила сыну для работы. Увы, после окончания съёмок бесценные украшения бесследно исчезли.

А вы увидели в «Дворянском гнезде» ту самую жизнь, о которой писал Тургенев?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Фильм Кончаловского, открывший двух будущих звёзд