Фильм, в котором Виктор Мережко постыдился быть в титрах

22k full reads
34k story viewsUnique page visitors
22k read the story to the endThat's 66% of the total page views
4 minutes — average reading time

В конце семидесятых в СССР вошёл в моду аутотренинг. Этим психологическим направлением увлеклись самые разные люди, и в их числе был режиссёр Сергей Микаэлян. Ему оказались близки приёмы самовнушения, он заинтересовался психологией, а потом задумал снять фильм, в котором хотел рассказать о своём опыте. Картина задумывалась как отчасти автобиографическая, а сценарий, написанный самим режиссёром, получил название «Сотвори самого себя».

Микаэлян хотел снять серьёзную историю о самосовершенствовании, после просмотра которой каждый зритель захотел бы взяться за улучшение самого себя.

Но потом возникла лирическая линия, а аутотрениг ушёл на второй план. Правда, сценарий получился сырым, снимать по нему было невозможно, так что Сергей Микаэлян обратился за помощью сначала к журналисту газеты «Известия» и драматургу Александру Васятинскому, а потом и к Виктору Мережко, опытному сценаристу и драматургу. Мережко многое переписал и заметно улучшил материал, а ещё именно он написал все монологи, которые произносят герои про себя, за кадром.

Но ему в целом идея казалась бесперспективной, так что он попросил режиссёра не вписывать своё имя в титры, чтобы не портить себе репутацию.

Но когда фильм вышел, уже с названием «Влюблён по собственному желанию», и собрал массу наград, Мережко пожалел о таком опрометчивом решении.

Кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию»
Кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию»
Кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию»

Первой, кого пригласили на съёмки, стала Евгения Глушенко.

Сергей Микаэлян считал её лучшей актрисой страны и даже не проводил проб.

В театре Евгения уже была звездой, а вот кинорежиссёры её не жаловали, хотя у неё всё-таки случилось несколько заметных ролей, например, в драме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) мелодраме «Впервые замужем» (1980). Режиссёра не смутило даже то, что по сценарию героиня была чрезмерно худощавой, а Евгения Глушенко всегда была женщиной с формами. Вместе они решили играть от обратного и сделали Веру пышкой, которая по ходу фильма худеет.

Фото со съёмок. Евгения Глушенко
Фото со съёмок. Евгения Глушенко
Фото со съёмок. Евгения Глушенко

Поначалу Евгении даже приходилось носить ватные корсеты, чтобы выглядеть толще. А в финальных сценах она снималась уже такой, какой была на тот момент в жизни.

Глушенко вообще пришлось пострадать на тех съёмках: девушка, которую она играла, была непривлекательной, так что гримёры не на шутку уродовали актрису,

добавляя ей прыщи и морщины, пачкая волосы, чтобы они выглядели засаленными. А ещё артистка часами наблюдала за женщинами на улицах, чтобы скопировать ту самую тяжёлую походку, которой ходит её одинокая Вера.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

А вот с главным героем проблем возникла масса. На роль бывшего чемпиона, который теперь работает на заводе и спивается от невостребованности, пробовались самые знаменитые артисты: Александр Абдулов, Борис Щербаков, Станислав Любшин и многие другие. Но потом Евгения Глушенко предложила позвать Олега Янковского, и тут всё встало на свои места. Кстати, Микаэлян уже успешно работал прежде с Янковским над фильмом «Премия» (1974), поэтому и на этом проекте у них не было сложностей со взаимопониманием. Зато Янковский, как и Евгения Глушенко, помучился с гримом: его

герой был моложе, чем сам артист, так что гримёры вынуждали Янковского носить парик, который ему очень не нравился.

Кроме того, режиссёр ради достоверности заводских сцен перед началом съёмок командировал актёра на завод, где тот осваивал слесарное мастерство. И Олег Иванович вполне в этом преуспел: в кадре он всё делал сам, хотя, конечно, поблизости находился мастер-слесарь, следивший за безопасностью.

Фото со съёмок. В центре - режиссёр Сергей Микаэлян, справа - оператор Сергей Астахов
Фото со съёмок. В центре - режиссёр Сергей Микаэлян, справа - оператор Сергей Астахов
Фото со съёмок. В центре - режиссёр Сергей Микаэлян, справа - оператор Сергей Астахов

Но из-за Янковского у съёмочной группы появилась огромная проблема: пришло время начинать съёмки, а артист улетал на гастроли с театром в Узбекистан.

Сергею Микаэляну не хотелось терять исполнителя и он принял неординарное решение: собрал всю группу и полетел за Янковским в Ташкент.

Именно там снимались «московские» городские пейзажи и эпизоды с поиском братских могил. Натуру, похожую на среднерусскую, искали вплоть до старта съёмок. Мало того,

группе пришлось заказывать бутафорские памятники и везти их с собой, а потом устанавливать в перелесках.

Ведь до Узбекистана война не дошла и никаких братских могил там, конечно же, быть не могло.

Но запомнились зрителям не только Вера и Игорь, главная пара картины, но и второстепенные персонажи. Собутыльника Игоря сыграл Всеволод Шиловский. Поначалу роль алкаша его не прельстила: артист годами занимался спортом и не хотел даже на экране отказываться от здорового образа жизни. Согласие он дал, узнав имена будущих коллег, и его присутствие определённо украсило историю. Одна пантомима в коридоре чего стоит! Члены съёмочной группы рассказывали, что этот

эпизод был импровизацией Шиловского, но снимать его было крайне сложно, потому никто не смог удержаться от смеха.
Фото со съёмок. Всеволод Шиловский
Фото со съёмок. Всеволод Шиловский
Фото со съёмок. Всеволод Шиловский

Ещё один яркий персонаж - странноватый художник, завлёкший Веру в свою квартиру. На роль чудаковатого мужчины Сергей Микаэлян пригласил Георгия Вицина, но он оказался занят. На помощь пришёл Иван Уфимцев, художник-мультипликатор, автор легендарных «38 попугаев», который по первому образованию был актёром и время от времени с большим удовольствием снимался в эпизодических ролях. Кстати,

Вицин всё-таки принял участие в картине «Влюблён по собственному желанию» - озвучил героя Ивана Уфимцева.

Интересно, что после премьеры Уфимцева буквально завалили предложениями сыграть подобных персонажей, но он отказывался. Во-первых, мультипликация влекла его всё-таки больше, а во-вторых, он в жизни совсем не был гулякой и ловеласом и всю жизнь провёл с единственной супругой, поэтому образ соблазнителя ему не особо нравился.

Фильм «Влюблён по собственному желанию» вышел в прокат осенью 1982 года и тут же стал фаворитом публики. В следующем году он стал лидером проката,

Олегу Янковскому читатели журнала «Советский экран» присудили звание актёра года, а Евгения Глушенко приобрела мировую славу

- на Берлинском кинофестивале ей вручили награду «Серебряный медведь» на лучшую женскую роль.

В начале двухтысячных Сергей Микаэлян задумал снять продолжение фильма. Он написал сценарий и пригласил тех же актёров. Евгения Глушенко согласилась, а вот

Олег Янковский категорически отказался, сказав, что дважды в одну реку не войти.

Спустя несколько лет режиссёр подарил сценарий молодому коллеге Илье Северову, и в 2015 году в российский прокат вышла комедия «Развод по собственному желанию».

А вам довелось посмотреть продолжение? Можно ли его сравнить с советским оригиналом? Я «Развод по собственному желанию» не смотрела, так что с охотой послушаю мнения тех, кто его увидел.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Фильм, в котором Виктор Мережко постыдился быть в титрах