Фильм-конкурент «Москва слезам не верит»

44k full reads
81k story viewsUnique page visitors
44k read the story to the endThat's 55% of the total page views
2 minutes — average reading time

В 1980 году, когда Владимир Меньшов снял кинохит «Москва слезам не верит», на экраны вышла ещё одна картина, где главной героиней была мать-одиночка. Правда, если у Меньшова Катя Тихомирова запросто могла стать во главе шествия феминисток, то героиня мелодрамы «Впервые замужем» отдалась воле судьбы, хотя, впрочем, в итоге нашла своё счастье.

Кадр из фильма «Впервые замужем»
Кадр из фильма «Впервые замужем»
Кадр из фильма «Впервые замужем»

Режиссёром ленты стал Иосиф Хейфиц, он же был соавтором сценария. А родился фильм из одноимённого рассказа писателя Павла Нилина. Хейфиц уже работал с Нилиным: в 1975 году вышла мелодрама «Единственная…», в основе которой тоже лежало произведение писателя. Тогда Хейфиц и Нилин поняли, что им комфортно сотрудничать. И

когда Павел написал новый рассказ, он показал рукопись Хейфицу. Тот решил, что из истории женщины, которую возлюбленный оставил в положении и которая кладёт жизнь на воспитание дочери,

может выйти кино, и мужчина принялись за сценарий.

Но оказалось, что создать сценарий по новому рассказу Нилина не так-то просто. В рассказе речь шла от первого лица и перенести на экран эмоции и переживания героини, которая о них открыто говорит на страницах книги, было сложно. Тогда возникла идея, что

в переломные моменты должен появиться закадровый голос, который деликатно поведёт зрителей в том направлении, в котором двигалась героиня на своём жертвенно-женском пути.

По сюжету главная героиня, Тоня, оставшись беременной, рожает дочь и все силы бросает на то, чтобы создать малышке идеальную жизнь. Как водится, на себя времени у матери не остаётся. Спустя годы оказывается, что девица выросла эгоистичной и самолюбивой, проблемы матери её не особо заботят и в какой-то момент она и вовсе просит её удалиться из квартиры.

На роль счастливо-несчастной матери Хейфиц пригласил Евгению Глушенко. Евгения была уже опытной театральной актрисой, но в кино у неё была лишь одна громкая работа - в ленте «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Но это сыграло на руку фильму -

за Глушенко не тянулся шлейф колоритных образов, к тому же она никогда не была эффектной красоткой, а выглядела как обычная женщина. Именно поэтому в героине зрительниц потом узнавали подруг, родственниц, соседок, попавших в похожие обстоятельства, и буквально влюблялись в героиню Евгении Глушенко.

Кстати, на момент съёмок самой актрисе было под 30, но вначале она играла юную и немного наивную девушку, а вот во второй части перевоплотилась в зрелую женщину под 40.

Фото со съёмок. Евгения Глушенко
Фото со съёмок. Евгения Глушенко
Фото со съёмок. Евгения Глушенко

Роль дочери досталась Светлане Смирновой. Интересно, что

Светлана была всего на четыре года моложе Евгении Глушенко, своей экранной матери.

Дебютировала она в кино с похожим образом: в драме «Чужие письма» она сыграла школьницу, малоприятную и раздражающую. В фильме «Впервые замужем» ей пришлось стать тоже непривлекательной героиней, но уже постарше.

Фото со съёмок. Светлана Смирнова и Евгения Глушенко
Фото со съёмок. Светлана Смирнова и Евгения Глушенко
Фото со съёмок. Светлана Смирнова и Евгения Глушенко

По задумке Иосифа Хейфица

красной линией через картину должна была пройти тема жертвенности, доброты, благородства, которые наталкиваются на банальное потребительство и эгоизм.

Сюда вписалось и потребительское отношение к искусству, которое олицетворял собой муж дочери. Его, неудавшегося актёра, но всерьёз влюблённого в себя нарцисса, сыграл уже невероятно популярный Игорь Старыгин (и тут можно увидеть очередное волшебство кинематографа: Игорь Старыгин был старше даже Евгении Глушенко, которая играла его тёщу).

Фото со съёмок. Игорь Старыгин
Фото со съёмок. Игорь Старыгин
Фото со съёмок. Игорь Старыгин

И, конечно, нужно упомянуть Николая Волкова-младшего. Ему Хейфиц предложил роль овдовевшего мужчины, который в конце концов и дарит любовь героине, уже мало на что рассчитывающей в жизни. И

Николаю прекрасно удался образ не красавца, не любимца женщин, не передовика производства, а самого обычного мужчины, надёжного и ответственного.
Фото со съёмок. Евгения Глушенко
Фото со съёмок. Евгения Глушенко
Фото со съёмок. Евгения Глушенко
Фото со съёмок. Валентина Теличкина, сыгравшая подругу главной героини
Фото со съёмок. Валентина Теличкина, сыгравшая подругу главной героини
Фото со съёмок. Валентина Теличкина, сыгравшая подругу главной героини

Жизненная история, рассказанная Иосифом Хейфицем, хоть и не стала лидером проката, но вошла в число самых популярных фильмов года. И во многом это случилось потому, что

создатели «Впервые замужем» не побоялись громко обсудить вопрос одиноких матерей и неустроенности личной жизни женщин.

И самое любопытное, что эта проблема актуальна и по сей день.

А как вы считаете, женщина за 40 может рассчитывать на устройство личной жизни или поздние браки - это противоестественно?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах, когда едете за рулём, бегаете в парке или копаете грядки. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Фильм-конкурент «Москва слезам не верит»